26 ноября

Сервисы для четкой организации работы над учебным исследованием

Летние полевые исследования завершены, материал собран. Октябрь-декабрь - время усиленной подготовки к исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее". Успех ученического исследования определяется рядом факторов, среди которых первостепенную роль играют:
  • Четкое понимание структуры самого исследования, четкое уяснение проблемы, конкретная формулировка темы и четкое определение цели и задач исследования.
  • Хорошая организация работы с источниками.
  • Конкретное и эффективное планирование хода работы.
  • Организация условий исследования и непосредственной работы по сбору материалов.
  • Обработка полученных данных и их интерпретация
  • Оформление и подготовка к публичной защите
Но предмет сегодняшнего разговора не теоретические основы ученического исследования. И даже не специальные узконаправленные сервисы, помогающие в исследованиях. Поговорим о том, какие современные инструменты помогут школьнику и его руководителю-педагогу организовать свою работу эффективно. Педагогам, у кого в арсенале множество инструментов и большой опыт их применения в своей практике, нет смысла задерживаться на этой странице. Цель этого поста - несколько советов тем, кто еще только присматривается к разным инструментам и кто в начале пути их освоения.

Количество приложений и сервисов разного назначения растет в геометрической прогрессии. Рано или поздно в ходе их опробования и освоения у каждого складывается свой набор любимых и наиболее часто используемых. Наша задача частично систематизировать и рассмотреть лишь некоторые из них соответственно этапам исследовательской работы и решаемым на каждом этапе задачам.

I. Где всё собираем

Вариант 1. Для любителей телефонов с вращающимся диском :)
Создать папку оффлайн в компьютере и стаскивать туда все материалы, периодически забывая туда же сохранять создаваемые таблицы, схемы, рисунки и фотографии, соответственно разыскивая их потом по всему жесткому диску.

Вариант 2. Использовать Google drive. Создать директорию папок с отдельными тематическими папками по разделам работы или папками для разного типа файлов: для текстовых файлов, рисунков и схем, форм опросников, анкет и т.д. Не забываем при этом настроить доступ участникам исследования - ученику и руководителю, или группе, если необходимо.


Материалы в помощь:

Вариант 3.  Использовать Evernote. Он будет незаменим для черновых набросков, заметок, в
нем можно сохранять ссылки, картинки, фотографии, отправляя их с телефона в блокнот; есть возможность добавления пометок к картинкам. Блокнот предусматривает онлайн сотрудничество - есть настраиваемый доступ к блокнотам, имеется встроенный чат. Отличные возможности предоставляет функция аудиозаписи - вы можете наговорить вдруг пришедшие в голову идеи и сохранить их как аудиозаметку. Блокнот доступен вам с любого устройства.

Минус - работа с таблицами ограничена простейшими функциями. Хотя простые таблицы, куда можно вставлять списки, изображения все равно могут понадобиться и они доступны в Evernote.
Руководство по работе с блокнотом

Некоторые идеи для использования Evernote в школе

II. Проясняем и формулируем проблему, цель, задачи, выдвигаем гипотезу

На данном этапе помогут гибкие инструменты с возможностью создания и перемещения коротких заметок, инструменты мозгового штурма, предполагающие совместную работу онлайн как синхронно, так и асинхронно. Это могут быть:
- виртуальные блокноты, например, тот же Evernote или Google keep,
-интеллект-карты, простые в использовании Mindmup или Coggle, которые интегрируются с гугл диском и его сервисами;
- онлайн доски со стикерами (хорошая подборка есть здесь )



III. Составляем четкий план

Приложений для планирования и создания списков задач много, на все вкусы и устройства :), Wunderlist, Todoist, Any.do и т.д. и т.п., описание функционирования всех и преимуществ  каждого вы легко найдете в интернете. Нам для работы вполне подойдет Google календарь.
 Для нас важны такие его функции:
- возможность четко распланировать работу по месяцам, неделям, дням;
- возможность комментирования/описания задачи
- прикрепление файлов (текстовых, презентаций) и ссылок;
- совместный доступ и руководителю и участникам работы;
- настройка уведомлений и напоминаний.


Кроме календаря Google можно воспользоваться простым и универсальным помощником Google keep. Он вам поможет:
  • составлять списки дел и задач
  • устанавливать напоминания
  • сохранять текстовые наброски, заметки
  • сохранять картинки, вставлять их в текстовые заметки
  • удобно организовать списки задач и заметки с помощью ярлыков
  • сохранять ссылки на веб-страницы, сопроводив их аннотацией (для этого нужно установить расширение google keep для Chrome 
Google keep для Андроид берем здесь 


Чтоб получить более полное представление об этом блокноте, можно почитать статьи об использовании Google keep для разных задач   и о создании опор и памяток с его помощью 

IV. Изучаем литературу и другие источники

Для этого используем Google поиск и Академию Google (руководство).
тонкости поиска: полезно ознакомиться учителю и научить детей 

В Google keep - создаем тематические списки для чтения, собираем ссылки с аннотациями.

Накапливаем источники литературы с помощью сервисов для работы с информацией 

О полезных функциях выделения текста в вебстраницах и комментирования с помощью сервиса закладок Diigo можно прочитать здесь 

Об использовании Pearltrees здесь  и здесь 

В этом посте о Pinterest и Scoopit!



V. Обрабатываем собранные материалы и информацию, делаем выводы и оформляем работу

Снова обращаемся к диску гугл и его сервисам, без них никуда.  

Таблицы Google - незаменимы во многих случаях от систематизации данных до построения диаграмм.

Формы гугл - это песня. С их помощью вы будете собирать данные через анкетирование, проводить опросы и не только. Вот несколько ссылок в помощь
  1. справочная служба Google, раздел о формах 
  2. Инструкция по созданию тренировочных и контрольных тестов с помощью форм Google 
  3. Создание опросов, тестов в Google формах  Презентация В.Короповской 
  4. Видео 
Для создания схем, графиков, диаграмм нам понадобятся:
- рисунки google
можно обратиться к гугл справке 
вам может быть полезна статья Л.Рождественской об использовании рисунков в обучении младших школьников и ссылки с нее на другие статьи галактики

- графический редактор draw.io 
статья А.Баданова со ссылками на инструкции и примерами 

- Piktochart или иной сервис для создания инфографики. 
Советы по их использованию можно найти тут  и тут 

Чтобы представить работу, без традиционного текстового редактора и сервиса по созданию презентаций не обойтись. Полезные советы о презентациях, рекомендации и руководства к разным сервисам можно без труда найти в интернете.

VI. Держим оперативную связь: руководитель - юные исследователи

Далеко не всегда есть возможность непосредственной работы руководителя исследования рядом с ребенком, и потому без сервисов быстрой связи тоже не обойтись. Кроме телефона, отличный вариант - создание группы гугл (для групповой работы) или группы в соцсетях - Фейсбук или Вконтакте (если политика вашего учреждения допускает это). Там можно обсудить как синхронно, так и асинхронно любые назревшие вопросы. 



Не забываем, что все сервисы диска гугл оснащены встроенным чатом и возможностью комментирования, что особенно важно для обсуждения отдельных моментов.

И в завершение, тем, кто еще только подступается к использованию сервисов Google и хочет получить о них представление, полезно будет посмотреть находящийся в свободном доступе плейлист видеороликов онлайн курса СФУ "Облачные технологии в образовательной и научной деятельности"

Ваши возможности в организации ученического исследования далеко не исчерпываются только упомянутыми здесь сервисами. Обширную коллекцию с краткими инструкциями по использованию вы найдете в блоге А.Баданова.

А еще я рекомендую ознакомиться с ПАДагогическим колесом Аллана Каррингтона. Оно представит вам большое число сервисов и приложений и даст представление об их использовании для решения разных дидактических задач и на разных уровнях развития навыков мышления. По этой ссылке есть его русскоязычная версия для скачивания. Все иконки на плакате кликабельны и можно перейти непосредственно к описанию каждого сервиса.

Но вот, наконец, исследование завершено, представлено и защищено на конференции. Хотите поделиться своими исследованиями с миром?
Заведите блог на Блоггере или гугл сайт - онлайн журнал или лабораторию, создайте свой видеоканал на  YouTube, организуйте дискуссии, пригласите в них участников и продолжайте исследовать мир, расширять свой кругозор, развивать знания и совершенствовать свои умения :)) 


Четкого и слаженного вам сотрудничества с учениками, увлечения и успехов в исследованиях! 


Еще по теме:

Способы создания электронных списков источников и каталогов в исследовательской деятельности

Приложения для чтения источников в ученическом исследовании




1 комментарий:

  1. Сергей Борисович14 декабря 2016 г. в 10:29

    отличная статья, вы используете в школе googe suite? подключили школу? google scholar рекомендую добавить в статбю http://bsosh3.org/home/shkolniku/575-kak-iskaty-nauchnye-statyi.html
    также https://bubbl.us/
    и программы составления библиографических списков типа https://www.zotero.org/

    ОтветитьУдалить