23 апреля

Приложения для чтения источников в ученическом исследовании

Для "подключенных" студентов и школьников и части педагогов уже практически невозможно представить восприятие и обработку нужной им информации без помощи соответствующего девайса и приложений. И если еще не так давно, организуя школьное исследование, мы первым делом обучали школьников работе с библиотечным каталогом и правилам работы в читальном зале, то теперь мы бываем там все реже и реже.... Теперь на повестке дня развитие информационно-коммуникационных навыков но новом витке спирали.

О некоторых способах подбора и систематизации информации, составлении каталогов для ученического исследования речь шла здесь.
Развивая тему работы с источниками, поговорим о приложениях для чтения. Если существуют приложения для чтения электронных книг, почему бы не воспользоваться ими в ходе исследовательской деятельности для изучения нужных нам источников литературы? Какие приложения и каким образом могут быть востребованы? 

Обзоры разных приложений для чтения электронных текстов можно без труда найти в интернете. 
Посмотрим для примера два - Google play книги и Cool Reader
Оба приложения обладают довольно хорошим функционалом. 

Google play книги 

Как правило, приложение уже встроено в смартфон или планшет. С его помощью можно читать источник (форматы ePub и pdf) на любом устройстве, при смене устройства приложение будет открывать источник на том месте, где вы остановили чтение в предыдущий раз. Приложение можно использовать не только для чтения предлагаемых сервисом книг, но и текстов, загруженных из других источников (О том, как загрузить свои тексты - здесь).

Приложение позволяет: 
  1. настраивать режим чтения, как пользователю удобно;
  2. конспектировать, делать заметки, сохранять цитаты;
  3. делать примечания к выделенному тексту;
  4. сохранять заметки, комментарии, закладки на гугл диске.

Инструкцию по его использованию можно найти в гугл Справке.

Довольно популярно у любителей электронного чтения приложение Cool Reader, которое работает практически со всеми возможными форматами (fb2, epub, txt, doc, rtf, html, chm, tcr, pdb, prc, mobi, pml). Полное руководство пользователя можно найти в интернете.


Перечень настраиваемых в нем функций:
  • просмотр страницы, 
  • режим перелистывания, 
  • размер шрифта, 
  • фон страницы, 
  • цвет выделений, комментариев.

Приложение работает с различными форматами книг, можно без труда открывать с его помощью и собственные загруженные файлы.

Приложение позволяет при чтении текста:
  • делать закладки
  • выделить текст, сохранить цитату в закладки,
  • отправить выделенный текст себе или кому-то на почту, в google keep или в Evernote.

К выделенному тексту можно оставить комментарий (сохранится в закладках), можно закладку редактировать, изменять и отправлять в другие приложения (whatsapp, evernote, google keep, email)

              
                     Сохранить, отправить цитату       

Сделать комментарий к выделенному тексту

Предположим, вы сохранили несколько нужных фрагментов из источника. Дальнейшую работу с ними можно осуществить, отправив их в Google keep или Evernote (при настроенном доступе для совместного пользования и учителя и ученика), либо сохранив их в текстовом файле гугл диска, сопроводив их необходимыми комментариями, пояснениями для ученика, наводящими вопросами, предложениями к последующей проработке. 

Все эти функции расширяют возможности продуктивной работы с источником, позволяют при необходимости руководителю удаленно оперативно помочь, подсказать, на что обратить внимание, прокомментировать нужные фрагменты в источнике для юного исследователя. Работа с литературой и консультации по ее изучению перестают быть привязанными к жесткому формату общения руководителя и исследователя face-to-face, рамки продуктивного изучения источников раздвигаются во времени и пространстве :). 

Станет ли использование этих приложений необходимым, или учащиеся будут применять другие способы, дело выбора. Но, обучив учеников нехитрым операциям с этими приложениями, достигаем не только ближних целей, обусловленных ситуацией (собственно изучение источника), но и в долгосрочном плане формируем необходимые универсальные информационные компетенции: освоенные навыки легко переносимы на любые другие приложения.. А каким инструментом затем воспользуются учащиеся, вопрос индивидуальный.


Еще об использовании разных сервисов для организации исследовательской работы школьников можно почитать здесь





2 комментария:

  1. Спасибо, замечательный анализ. Важно четко выбирать приложение в соответствии с поставленной дидактической задачей и особенностями обучающихся.
    С уважением!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ольга Геннадьевна, конечно, "педагогика первична" :)

    ОтветитьУдалить