17 апреля

Способы создания электронных списков источников и каталогов в исследовательской деятельности

Продолжим тему использования различных сервисов и приложений для организации исследовательской работы школьников и студентов.

Способность эффективно работать с информацией всегда была и будет одной из жизненно важных компетенций человека. И умение отобрать критически, сохранить, осмыслить и проанализировать, обработать и использовать эффективно нужную информацию в ходе своего исследования - один из ключевых моментов для школьника.
Сегодня мы коснемся такого аспекта как систематизация отобранных по теме источников информации и материалов с помощью разных приложений.

Организация эффективной работы с источниками - уже половина дела. 
Приучаем ребят систематизировать отбираемые источники сразу же. У нас будет накапливаться информация в разных форматах, кроме того это будет и вебконтент онлайн и материалы, сохраняемые на жесткий диск компьютера (а лучше dropbox или диск гугл с их возможностью настраиваемого доступа отовсюду). 

По использованию некоторых сервисов закладок для сбора источников информации онлайн есть небольшая подборка ссылок в пункте IV упомянутой выше статьи  

Для скачиваемых материалов целесообразно завести отдельные тематические папки или папки по авторам и создать их каталог. 

В чем создавать каталог?

Наверно, способов существует немало, вот несколько:

Способ 1: Создание обычного табличного каталога в Word или Excell.  Но если мы хотим, чтобы наш каталог был доступен при необходимости другим лицам, то удобнее его сделать в Google Spreadsheet.

Способ 2: Создание каталога в Evernote

Вариант первый:
Создаем отдельную заметку под тематический каталог наших материалов и снабжаем каждый пункт в списке ссылкой на местонахождение файла, добавляя необходимую информацию о ресурсе и краткую аннотацию, чем этот материал нам будет полезен. Для того, чтобы получить ссылку на путь к файлу, выделите нужный файл в папке, кликните правой кнопкой мыши по адресной строке и выберите "Копировать адрес". Далее вставьте его в заметку в Evernote.












Так постепенно создается список материалов с аннотированными ссылками на их местонахождение. 
Увы, у меня не получилось открыть ссылку непосредственно из Evernote, (возможно, такая функция срабатывает в платном аккаунте?). Но зато сразу видно где какой из нужных файлов находится. Скопировав путь файла и вставив его в адресную строку проводника windows, мы быстро его откроем. 

Вариант второй
Можно создать каталог папок и открывать нужный файл непосредственно из Evernote.
Для этого сначала
  1. создаем ярлыки нужных папок через проводник
  2. затем простым перетаскиванием мышью помещаем ярлыки в заметке-каталоге, сопровождая их краткой аннотацией.
  3. двойным щелчком по ярлыку папка открывается непосредственно из вашего каталога в Evernote






 Список файлов с указанием пути доступа к ним и список ярлыков папок будут выглядеть вот так:














 Вариант 3: Подойдет для сохранения материалов онлайн. С помощью расширения Evernote Web Clipper можно накапливать материалы интернета, отправляя из сразу в Evernote. Установить расширение можно отсюда  или отсюда 

Способ 3: Создание тематических списков в Google keep.
Тут можно создавать тематические списки и организовывать их так, как вам удобно:
- систематизировать списки, присваивая им разный цвет
- сортировать списки с помощью ярлыков
- можно просто сфотографировать обложку нужной книги и отправить картинку, сопроводив ее аннотацией, в google keep
- можно сделать подборку, перечислив нужные материалы и записав голосовую заметку
- можно сохранить вебссылки на нужный материал в один клик с помощью расширения для Chrome.


 Каждый пользователь избирает способ, удобный и работающий для него, но преимущества каталогов/списков литературы, которыми можно поделиться и доступных из любого места в любое время сегодня неоспоримы.

Существует немало программ-каталогизаторов литературы. Упомянем несколько из них:

Booknizer -  органайзер книг, который поможет упорядочить библиотеку удобным способом. Работает с бумажными, электронными (поддерживаются форматы FB2, PDF, MOBI, EPUB, PRC, DOC, DOCX и другие) и аудио-книгами (MP3, WMA, M4b). С помощью Booknizer можно:
- Скопировать электронные книги на устройство для чтения.
- Навести порядок в своей библиотеке.
- Быстро вспомнить, о чём книга и насколько она вам понравилась.
- Ознакомиться с другими книгами автора и его биографией.

Программа интегрирована с магазином электронных книг ЛитРес
Подробнее можно прочитать здесь 

Популярностью пользуются All My Books и Calibre.
О возможностях All My Books читаем здесь, о том, как создать каталог - здесь.
Описание каталогизатора Calibre и инструкция для пользователя находится здесь.

_________________

Еще о Google keep и Evernote:





Комментариев нет:

Отправить комментарий