Второму заданию курса о новых грамотностях хочется предпослать пару эпиграфов.
«Существует
ошибочное мнение, что современные дети больше не читают и не пишут.
Они это
делают, но не так, как это традиционно делали в школе мы».
Дэвид
Брюс
«Это Вера Хойл, моя учительница английского. Сорок два года, изо дня в
день, приходя в школу, она учила одному и тому же одними и теми же методами. Сегодня
мы не можем учить тому же вчерашними методами».
Как можно 40 лет учить одному и тому
же одними и теми же методами - это очень хорошо понимает поколение учителей,
которые сами были школьниками в 60-70 – е, а начинали работать в школе в 80-е.
Тогда это реально было можно десятилетиями – мел, доска, учебник, иногда
проектор. Но сейчас все меняется гораздо быстрее, чем нам бы того хотелось.
Давно ли мы перестали говорить о ЗУНах и перешли на компетенции? Теперь
речь идет о новых грамотностях 21 века. И поскольку мы имеем прямое отношение к
ОБучению, то речь пойдет о педагогике и педагогах 21 века.
Межличностное (об)учение, персонализированное,
обучение в течение всей жизни, коллективное обучение… виртуальное обучение, 3D-обучение
(и такое где-то мне встретилось), теперь уже и мобильное и сетевое обучение, - вот терминология нынешней
педагогики относительно процесса обучения. И он все больше и больше строится на
современных технологиях и сетях, и требует новых навыков. Значит, чтобы
изменить соотношение 80% - 20%, современному педагогу нужно:
-
показывать детям/студентам примеры использования современных веб-инструментов для
собственного образования;
-
самим участвовать в профессиональных (и образовательных) сетях;
- помогать
ученикам выстраивать свои (учебные) сети;
-
создавать условия для приобретения ими цифровой грамотности;
-
способствовать тому, чтобы сегодняшние ученики стремились стать грамотными
цифровыми гражданами
(источник - http://www.educatorstechnology.com/2011/01/21st-century-pedagogy-teachers-should.html?m=1).
Там же есть интересная схема, представляющая основные характеристики Педагогики
21 века
Поскольку в рамках курса времени недостаточно, вместо того, чтобы создавать ее аналог на русском языке, я на данный момент ограничусь вербальным представлением ее ключевых моментов.
Педагогика 21 века:
1. Заботится
о развитии навыков высокого мышления
2. Создает
условия для сотрудничества через:
- применение
адекватных технологий
-
эффективное общение/коммуникации
- выработку
навыков работы в команде
-
межпредметный/метапредметный подход
3. Вооружает
технологическими умениями через:
- межпредметный
подход
- средства
коллаборации
-
цифровые инструменты
4. Осуществляет
оценку через:
-
четкие, прозрачные цели
-
соответствующие задачи
-
само и взаимооценку
- своевременную
и соответствующую обратную связь
5.
Развивает навыки решения проблем, используя:
-
реальные проблемы мира
- межпредметный
подход
- контекстуализацию
6.
Обучает на основе проектного метода:
-
привлекая соответствующие технологии
-
межпредметный/метапредметный подход
-
сотрудничество
7. Развивает
свободное владение:
- информацией
- технологиями
- средствами
8. Учит
рефлексии через:
Самоанализ
Анализ
сверстников
И
если современная педагогика все это с успехом делает, то на выходе получает те новые грамотности
(взращенные в своих воспитанникахJ), о которых мы говорили на вебинаре.
Можно добавить еще некоторые понятия - это сетевая педагогика и андрагогика(обучение взрослых). Появилось на свет новое поколение-сетяне,они очень сильно убегаю вперед, но порой и большей частью, используют и технику, и знания не по назначению.
ОтветитьУдалитьСпасибо, что упомянули эти понятия. С андрагогикой знакома поверхностно, а вот сетевая педагогика заинтересовала. Сейчас уже поздно, пора и ко сну, но чтоб самой не забыть, кину тут же пару ссылок, чтобы завтра почитать и продолжить поиски. Может, и еще кому-то понадобятся:
ОтветитьУдалитьпедагогика сетевых сообществ - http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2
Человекосообразность сетевой педагогики - http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-02.htm
Интересно, как буквально за несколько последних лет поменялось значение понятия "сетевой". Не так давно мы говорили о сетевой модели профильного обучения в школах, подразумевая физическое объединение в сеть - взаимодействие (распределенную деятельность) образовательных учреждений внутри одного города. Тогда речь не шла ни о компьютерной сети, ни о социальных сетях (тем более). Это было всего каких-то 7 - 9 лет назад. Что же будет через очередные 10 лет? Куда шагнем...
Что будет? Я препдполагаю, цифровые учебники на планшетах, вся инфо в облаках, сеть станет еще интеллектуальнее. Ведь есть уже " Умные дома" Там все от мобильного телефона включается пока вы едите домой с работы. Да, еще Интернет от розетки и по телевизору. Моя дочь общается со мной через такой телевизор и видеосвязь. Ах много еще чего! Как бы успеть все!
ОтветитьУдалитьУх, дух захватывает от перспектив.... Вспомнились "звездочки памяти" - хранители информации и школа из романа И.Ефремова "Час быка". А то был 1968 год :)
УдалитьОльга, у Вас получился супер-пост! Уже зачел задание в Edmodo :)
ОтветитьУдалитьА вот так Intel видит будущее (умной) школы http://youtu.be/BYMd-7Ng9Y8 :)
Ваня, мечтать не вредно. Кто знает. может лет через 10 это и станет реальностью.
УдалитьСпасибо за оценку! Про умную школу посмотрю-помечтаю чуть позже, спасибо за ссылку.
УдалитьЧто будет? Ольга, 10 лет - это очень много вы захватили. Надо спрашивать, что будет ЗАВТРА!!! А оно уже сегодня. Если учитывать, что мы еще и отстаем лет так на 10, то мир уже совсем в будущем, а мы пока еще сегодня.
ОтветитьУдалитьИ правда, Нина Ананьевна, настолько стремительно все меняется вокруг...
УдалитьСпасибо, Ольга, за пост!!!)))
ОтветитьУдалитьС интересом прочитал!!
Особенно ценны основные характеристики Педагогики XXI века.
Да уж... теперь остается им следовать :)
Удалить