29 июля

Новые грамотности


Второму заданию курса о новых грамотностях хочется предпослать пару эпиграфов.

«Существует ошибочное мнение, что современные дети больше не читают и не пишут. 
Они это делают, но не так, как это традиционно делали в школе мы».
Дэвид Брюс

«Это Вера Хойл, моя учительница английского. Сорок два года, изо дня в день, приходя в школу, она учила одному и тому же одними и теми же методами. Сегодня мы не можем учить тому же вчерашними методами».

Как можно 40 лет учить одному и тому же одними и теми же методами - это очень хорошо понимает поколение учителей, которые сами были школьниками в 60-70 – е, а начинали работать в школе в 80-е. Тогда это реально было можно десятилетиями – мел, доска, учебник, иногда проектор. Но сейчас все меняется гораздо быстрее, чем нам бы того хотелось.

Давно ли мы перестали говорить о ЗУНах и перешли на компетенции? Теперь речь идет о новых грамотностях 21 века. И поскольку мы имеем прямое отношение к ОБучению, то речь пойдет о педагогике и педагогах 21 века.

Межличностное (об)учение, персонализированное, обучение в течение всей жизни, коллективное обучение… виртуальное обучение, 3D-обучение (и такое где-то мне встретилось), теперь уже и мобильное и сетевое  обучение, - вот терминология нынешней педагогики относительно процесса обучения. И он все больше и больше строится на современных технологиях и сетях, и требует новых навыков. Значит, чтобы изменить соотношение 80% - 20%, современному педагогу нужно:

- показывать детям/студентам примеры использования современных веб-инструментов для собственного образования;
- самим участвовать в профессиональных (и образовательных) сетях;
- помогать ученикам выстраивать свои (учебные) сети;
- создавать условия для приобретения ими цифровой грамотности;
- способствовать тому, чтобы сегодняшние ученики стремились стать грамотными цифровыми гражданами 

Там же есть интересная схема, представляющая основные характеристики Педагогики 21 века




























Поскольку в рамках курса времени недостаточно, вместо того, чтобы создавать ее аналог на русском языке, я на данный момент ограничусь вербальным представлением ее ключевых моментов.

Педагогика 21 века:

1. Заботится о развитии навыков высокого мышления

2. Создает условия для сотрудничества через:
- применение адекватных технологий
- эффективное общение/коммуникации
- выработку навыков работы в команде
- межпредметный/метапредметный подход

3. Вооружает технологическими умениями через:
- межпредметный подход
- средства коллаборации
- цифровые инструменты

4. Осуществляет оценку через:
- четкие, прозрачные цели
- соответствующие задачи
- само и взаимооценку
- своевременную и соответствующую обратную связь

5. Развивает навыки решения проблем, используя:
- реальные проблемы мира
- межпредметный подход
- контекстуализацию

6. Обучает на основе проектного  метода:
- привлекая соответствующие технологии
- межпредметный/метапредметный подход
- сотрудничество

7. Развивает свободное владение:
- информацией
- технологиями
- средствами

8. Учит рефлексии через:
Самоанализ
Анализ сверстников

И если современная педагогика все это с успехом делает, то на выходе получает те новые грамотности (взращенные в своих воспитанникахJ), о которых мы говорили на вебинаре.



11 комментариев:

  1. Можно добавить еще некоторые понятия - это сетевая педагогика и андрагогика(обучение взрослых). Появилось на свет новое поколение-сетяне,они очень сильно убегаю вперед, но порой и большей частью, используют и технику, и знания не по назначению.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что упомянули эти понятия. С андрагогикой знакома поверхностно, а вот сетевая педагогика заинтересовала. Сейчас уже поздно, пора и ко сну, но чтоб самой не забыть, кину тут же пару ссылок, чтобы завтра почитать и продолжить поиски. Может, и еще кому-то понадобятся:
    педагогика сетевых сообществ - http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2

    Человекосообразность сетевой педагогики - http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-02.htm

    Интересно, как буквально за несколько последних лет поменялось значение понятия "сетевой". Не так давно мы говорили о сетевой модели профильного обучения в школах, подразумевая физическое объединение в сеть - взаимодействие (распределенную деятельность) образовательных учреждений внутри одного города. Тогда речь не шла ни о компьютерной сети, ни о социальных сетях (тем более). Это было всего каких-то 7 - 9 лет назад. Что же будет через очередные 10 лет? Куда шагнем...

    ОтветитьУдалить
  3. Что будет? Я препдполагаю, цифровые учебники на планшетах, вся инфо в облаках, сеть станет еще интеллектуальнее. Ведь есть уже " Умные дома" Там все от мобильного телефона включается пока вы едите домой с работы. Да, еще Интернет от розетки и по телевизору. Моя дочь общается со мной через такой телевизор и видеосвязь. Ах много еще чего! Как бы успеть все!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух, дух захватывает от перспектив.... Вспомнились "звездочки памяти" - хранители информации и школа из романа И.Ефремова "Час быка". А то был 1968 год :)

      Удалить
  4. Ольга, у Вас получился супер-пост! Уже зачел задание в Edmodo :)

    А вот так Intel видит будущее (умной) школы http://youtu.be/BYMd-7Ng9Y8 :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, мечтать не вредно. Кто знает. может лет через 10 это и станет реальностью.

      Удалить
    2. Спасибо за оценку! Про умную школу посмотрю-помечтаю чуть позже, спасибо за ссылку.

      Удалить
  5. Что будет? Ольга, 10 лет - это очень много вы захватили. Надо спрашивать, что будет ЗАВТРА!!! А оно уже сегодня. Если учитывать, что мы еще и отстаем лет так на 10, то мир уже совсем в будущем, а мы пока еще сегодня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И правда, Нина Ананьевна, настолько стремительно все меняется вокруг...

      Удалить
  6. Спасибо, Ольга, за пост!!!)))
    С интересом прочитал!!
    Особенно ценны основные характеристики Педагогики XXI века.

    ОтветитьУдалить