Дорогие коллеги,
следующая неделя рефлексивная.
Так или иначе, мы все
анализируем собственную деятельность (профессия обязывает), хотя и не всегда любим этим заниматься и иногда делаем
это поверхностно (рефлексия ради рефлексии). И это, скорее, происходит по двум
причинам: мы либо не осознаем важность рефлексии (осмысления собственного
опыта), либо не умеем это делать так, чтобы извлечь из этого осознаваемую пользу.
Но «без рефлексии – в
любой ее форме, человек, даже получив опыт, может не научиться ничему ценному,
не обретет знание, которое он сможет применять систематически и
целенаправленно. Наш опыт учит нас чему-то тогда, когда мы сами готовы к его
сознательному критическому осмыслению» [1].
Д. Бауд, Р. Кьоу и Д.
Уолкер выделяют три важных этапа осмысления:
Первый этап –
возвращение к пережитому опыту.
Второй этап – обращение
к чувствам.
Третий – переоценка опыта.
[там же]
А.В.Хуторской
предлагает взгляд на рефлексию не только как на критическое осмысление собственного опыта, но и как на выявление и фиксацию смыслового
поля происходящего с позиций разных субъектов … [образовательного/учебного
действия/события] и последующую организацию коммуникаций по отношению к
выявленному многообразию.
Собственно этим мы и
займемся уже через несколько дней.
А пока вашему вниманию
предлагаются две статьи.
Первая, предложенная Иваном Травкиным, из списка для
чтения на курсе (Об)учение в сети – автор Джекки Герштайн, Зачем нам нужна рефлексия? – статья раскрывает психологические и физиологические
основы рефлексии, касается такого вида рефлексии как storytelling
(повествование/история).
Перевод статьи находится здесь.
Вторая – Мари Карм,
Катрин Поом-Валицкис, Рефлексивное письмо
в университете – рассматривает письмо как движущую силу рефлексии, разные виды
письменной рефлексии и упражнения для выработки рефлексивных навыков у учащихся. Статья опубликована в журнале Перемена, том 7, № 3, 2006 г., стр. 31. (Международный журнал для развития мышления через чтение и письмо).
Вот ссылка - http://www.rwctic.org/ckfinder/userfiles/files/Peremena_2006_7-3.pdf
Вот ссылка - http://www.rwctic.org/ckfinder/userfiles/files/Peremena_2006_7-3.pdf
Думаю она тоже будет полезна.
_______________
1. Мари Карм, Катрин
Поом-Валицкис. Рефлексивное письмо
в университете// Перемена, том 7, № 3, июль 2006.
Полезная статья спасибо. Завтра прочту эти источники
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо за материал. Действительно, рефлексия важная, но не все делают ее правильно.
ОтветитьУдалитьЧаще всего не делают, т.к. она тоже требует определенных навыков и умственного напряжения. Или делают недостаточно осознавая.
УдалитьСогласна с вами, коллеги, всему надо учиться и учить других. Спасибо Ольга, очень хороший материал. Почитаем.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень интересно
ОтветитьУдалить