Ранее мы уже касались темы интеграции информационных технологий в обучении, проблем выбора приложений и сервисов для урока. Это довольно непростое дело, и чтобы использование ИКТ было наиболее эффективным, успешным, важны несколько ключевых моментов: во-первых, четкое понимание своих педагогических целей как долгосрочных (модель выпускника), так и целей конкретного урока/занятия/проекта и возможных способов их достижения; во-вторых, информационная грамотность учителя, его осведомленность о разнообразии, дидактических функциях и содержательных аспектах существующих приложений, сервисов, инструментов для образования; в-третьих, умение осуществить взвешенный, аргументированный выбор конкретного инструмента для наиболее эффективного достижения поставленных целей и учителя и ученика.
Важно задавать себе простые вопросы: ЗАЧЕМ? КАК? ЧТО? И здесь на помощь учителю может прийти модель SAMR.
Модель SAMR (в русском варианте "4П") - акроним
Substitution
Augmentation
Modification
Redefinition
Модель разработана доктором Рубеном Пуэнтедура* с целью помочь педагогам интегрировать технологии в процесс обучения учащихся.
Она отражает 4 уровня интеграции информационных технологий в процесс обучения. Каждый последующий уровень предполагает более глубокую степень вовлеченности ученика и использования компьютерных инструментов, начиная с простой замены, когда технологии просто подменяют какой-либо инструмент (т.е. задача может быть выполнима и без их использования), постепенно поднимаясь до уровня, на котором применение информационных технологий открывает новые, ранее недоступные возможности.
Она отражает 4 уровня интеграции информационных технологий в процесс обучения. Каждый последующий уровень предполагает более глубокую степень вовлеченности ученика и использования компьютерных инструментов, начиная с простой замены, когда технологии просто подменяют какой-либо инструмент (т.е. задача может быть выполнима и без их использования), постепенно поднимаясь до уровня, на котором применение информационных технологий открывает новые, ранее недоступные возможности.
Нижние уровни модели служат повышению эффективности урока, верхние уровни трансформируют процесс обучения. Именно на этих верхних уровнях формируются важные для ученика качества, универсальные учебные действия, т.е начинается собственно настоящее обучение.
Модель отлично представлена глазами учеников в видеоролике Ричарда Колоси (оригинал здесь - Rich Colosi Media).
Модель отлично представлена глазами учеников в видеоролике Ричарда Колоси (оригинал здесь - Rich Colosi Media).
(включите в настройках субтитры, если они не отображаются)
Модель SAMR сравнивают с лестницей или бассейном - чем более высокого уровня применения ИКТ достигают учитель и ученики, тем глубже в технологии они погружаются.
Главное при этом - продуманность и осознанность - ЗАЧЕМ? КАК? И ЧТО? Не тип применяемых технологий определяет уровень, а то, как и для чего учитель использует эти технологии.
Говоря о влиянии технологий на образовательный процесс и его результаты, Рубен Пуэнтедура, обращает наше внимание на то, что при использовании технологий разными педагогами, при обучении разным предметам вырабатываются некие общие подходы к интеграции ИКТ в обучение. Если педагог четко определил через призму модели SAMR для чего, с какой целью и для достижения каких результатов он интегрирует в обучение те или иные инструменты, он получает "универсальный язык" для создания условий, обеспечения самостоятельной активной образовательной деятельности ученика, диалога и взаимодействия с коллегами.
И главное, конечно, это:
- результаты, которых достигает ученик, те приращения личности, развитие тех или иных качеств, умений, действий, которых требует сегодняшняя действительность;
- и все более растущие возможности, которые открывает перед нами информационные технологии для образования.
источник видео - Сommon Sense Education
____________________________
* Рубен Пуэнтедура - создатель и президент консалтинговой фирмы "Hippasus", в фокусе внимания которой применение информационных технологий, моделей обучения, трансформирующих образование. Более 25 лет он занимается информационными технологиями в образовании от начальной школы до высшего образования. Разработанная им модель SAMR призвана помочь педагогу выбрать, использовать и оценить эффективность технологий в обучении. В настоящий момент Рубен Пуэнтедура руководит проектом Maine Learning Technology Initiative и занимается исследованием мобильных компьютерных сред, цифровым сторителлингом, учебной аналитикой и геймификацией в образовании, сосредоточив свое внимание на использовании приложений в тех областях, где они традиционно не применялись. Материалы он публикует в своем блоге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий