Недавно мы вели речь о подходах к использованию ИКТ в образовательном процессе и планированию с помощью полезного инструмента для учителя 21 века - Падагогического колеса.
Но среди великого многообразия современных компьютерных приложений и инструментов не так сложно и заблудиться. Количество их огромно, потенциал велик, но как не промахнуться и выбрать именно те, использование которых будет целесообразным и повысит эффективность обучения, а не просто развлечет класс. Ведь нужно, чтобы они помогали нам создавать насыщенную образовательную среду, решать новые задачи, способствовали развитию новых умений и качеств учащихся, да и просто облегчили решение ряда проблем учителю.
Для того, чтобы отобрать эффективные инструменты, следует понимать, какими дидактическими функциями они обладают, как они могут быть интегрированы в образовательный процесс и насколько изменить его. Иными словами, при отборе инструментов необходимо уметь их критически оценить и соотнести со своими задачами и планируемыми результатами.
Вопросы, которые имеет смысл задать самому себе и аспекты, которые важно рассмотреть при выборе приложений:
Связь с изучаемой программой:
Насколько соответствует приложение программе?
Как оно вписывается в ту среду, которую учитель пытается создать?
Отвечает ли его использование поставленным целям конкретного урока/серии уроков?
Как и на каких этапах лучше его интегрировать в процесс обучения?
Обучение:
Для развития каких предметных знаний и формирования УУД целесообразно его использование?
Развивает ли оно именно те умения, что требуются данной программой?
Развитию каких метапредметных навыков может способствовать это приложение?
Для каких уровней развития навыков высокого мышления оно применимо?
Как его применение поможет учителю разнообразить организационные формы, способы и приемы обучения?
Позволяет ли использование приложения делать то, что раньше без него было невозможно?
Отвечает ли приложение разным стилям обучения?
Предполагает ли приложение разные уровни использования?
Использование:
Насколько приложение адаптивно к индивидуальным особенностям учеников?
Подойдет ли оно для использования всеми или носит специфический характер и предназначено для отдельной группы?
Для какого возраста предназначено приложение?
Какие ограничения имеет (платный/бесплатный аккаунт, размер загружаемого создаваемого контента и т.п.)
Какое количество аккаунтов позволяет создать?
Позволяет ли отслеживать прогресс учеников?
Возможна ли обратная связь? Связь с родителями учеников?
Как много времени займет освоение приложения учениками?
Насколько понятен интерфейс и приложение просто для самостоятельного использования учениками?
Насколько использование приложения облегчит и упростит деятельность учителя?
Использование приложения с точки зрения SAMR (П4)
Является ли использование приложения просто подменой, когда выполнение задачи возможно и без него?
Вносит ли его использование функциональные расширения и дополнения в задачу?
Позволяет ли оно модифицировать задачу?
Позволяет ли решать новые задачи, которые ранее были невозможны?
Использование приложения с точки зрения деятельности ученика:
Исследование - изучение и использование различных вариантов и средств информации;
Развитие - приложение позволяет углубиться в тему, область знаний, развивать свои идеи, навыки.
Презентация - дает возможность представить свои идеи разными способами для разной аудитории, включая глобальную
Участие - выход за рамки обычного рутинного запоминания и предъявления знаний, сотрудничество, совместное творчество.
Разработка - выход за рамки простого решения проблемы, проявление воображения, креативности, создание нового продукта.
Итак, чтобы определиться с выбором приложений, следует предпринять несколько шагов. Можно воспользоваться отличным инструментом для планирования - крутите колесо!
Шаг 1. Начните с конца. Ответьте себе на вопрос ЧТО? Определите, какого результата вы хотите добиться, какие знания, качества развить, какую проблему решить?
Шаг 2. Решите КАК? Какими способами, с помощью каких приемов, через какие виды деятельности можно добиться поставленных целей?
Шаг 3. С помощью чего? Обдумываем, какие инструменты могут помочь решить наши задачи? Сужаем поиск до конкретного набора, отвечающего поставленным целям и задачам.
Шаг 4. Изучаем опыт. Как только поставлены четкие цели, определены способы их достижения и прояснены потребности - какие же инструменты нам для этого нужны - имеет смысл обратиться к опыту других педагогов, поискать в профессиональной сети и изучить опыт и отклики о тех или иных приложениях. Вы наверняка не только получите полезную информацию об использовании разных инструментов, но и откроете много новых, о существовании которых и не подозревали.
Шаг 5. Оцениваем приложения. Отобрать из всего обилия нужные приложения не так просто. Прежде, чем принять решение об использовании того или иного приложения, необходимо оценить, насколько его использование может быть целесообразным для решения ваших задач, сравнить с другими.
Какими критериями воспользоваться?
Цели - насколько выбранные инструменты отвечают поставленным педагогическим целям конкретного занятия/периода.
Соответствие
- учебной программе, задачам развития, целям обучения,
- образовательным потребностям учеников,
- возрасту,
- уровню развития навыков учащихся;
Вовлеченность и мотивация
- наличие интуитивного интерфейса,
- простота в использовании,
- возможность использования на разных уровнях,
- возможность развития навыков,
- желание пользоваться приложением неоднократно,
- игровой аспект;
Сбалансированность характеристик интерактивности
- способствуют ли характеристики приложения повышению эффективности обучения или они больше представляют развлечение;
- насколько оптимальна интерактивность приложения, наличие отвлекающих факторов;
- способствует ли применение приложения расширению образовательного опыта ученика;
Доступность
- возможно ли использование приложения для разных уровней развития учащихся;
- предполагает ли приложение разные режимы и стили обучения;
- возможно ли персонализировать и адаптировать приложение для разных пользователей.
Небольшая подборка материалов:
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Институт ЮНЕСКО по ИКТ в образовании, 2013
- Использование ИКТ в общем среднем образовании. ИДО РУДН, 2006
- В.А.Красильникова, Информационные и коммуникационные технологии в образовании, М.: ООО «Дом педагогики», 2006
- И.Н.Семенова, А.В.Слепухин. Информационные технологии в образовании//Образование и наука, 2013, №5
- П.В.Сысоев, Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции
- Kathy Shrock's iPad For Teaching
- iPad In Education: Evaluating Apps for the Classroom
- Julie K. Marsh and Kerrigan Mahoney, Use this 5-step process to confidently choose the right apps
Комментариев нет:
Отправить комментарий