четверг, 9 августа 2012 г.

Задание 4 (5?). Архитектура участия


Заинтересовал сам термин «архитектура участия». Для начала решила поискать его корни. Вот, нашла:
«Выражение принадлежит Тиму О`Рейлли (Tim O`Reilly), известному идеологу движения Open Source (движению за программы с открытым исходным кодом и средства массовой информации с доступностью редактирования и наполнения «обычными» людьми). 
Архитектура участия описывает одну из ключевых характеристик web 2.0 - возможность и даже необходимость соучастия пользователей сайтов в создании, редактировании и оценке контента (выделено мной). В понятие архитектуры участия включены компании, технологии и проекты, которые работают на поддержание и развитие открытой культуры».
(Блоггинг. Толковый словарь основных терминов и понятий блогосферы http://btsmarketing.com/wp-content/uploads/2008/10/blogging-dictionary-russian.pdf).

Позволю себе еще одну цитату:

Тим О’Рейли ввел термин «архитектура участия» для описания того, как проекты Open Source могут создавать и расширять сообщество. Идея состоит в том, что сообщество разработчиков свободно распространяемых решений формируется вокруг возможности отдельного субъекта участвовать в разработке, вне зависимости от его места работы. На «архитектуру участия» влияют, во-первых, необходимость гарантировать простоту расширения технологии, а во-вторых, необходимость выстроить открытый, прозрачный для всех процесс разработки.
Участие возникает, когда субъекты вносят свой вклад непосредственно в проект или создают новую технологию на основе базовой технологии. Конечным же результатом становится экосистема, которая добавляет необходимые компоненты для быстрой адаптации новой технологии.
(«Computerworld Россия» , № 29, 2008 http://www.osp.ru/cw/2008/29/5360642/)

Итак, возвращаемся к нашему курсу и его заданиям.

Задание 5. Проанализируйте свой опыт участия в курсе, придумав один из возможных сценариев участия.

Если еще раз обратиться к самому понятию – «участие возникает, когда субъекты вносят свой вклад непосредственно в проект», то мы увидим, что собственно это и происходило на курсе: кто-то делал хороший теоретический анализ, обобщения, кто-то знакомил коллег с новыми сервисами, кто-то рассуждая вслух и задавая вопросы самому себе, тем самым помогал более продуктивно мыслить и другим участникам курса. Далеко не полный перечень вклада участников нашего курса (Об)учение в сети я попыталась собрать на отдельной странице с указанием ссылок на их блоги… и поскольку не все блоги еще мной внимательно изучены, список этот далее обязательно пополнится. Спасибо всем участникам за готовность делиться информацией, научить друг друга и помочь, когда это необходимо. 

Каким мог бы быть возможный сценарий моего (а может и не только моего) участия? Всплыл в памяти вопрос, заданный В.Наумовым участникам одного из его вебинаров: «Что вы делаете с собой, чтобы чему-то научиться?» Я тоже над ним задумалась, и мой ответ: начинаю просто делать то, чему хотела бы научиться, попутно собирая/изучая информацию, т.к. нужные знания и нужный опыт приходят именно в результате непосредственной деятельности…хм… ну, иногда как побочный продукт какой-то иной деятельности, но… как известно «все связано со всем». 

Итак, мой сценарий участия таков:

Создание собственного контента/продукта/артефакта

1. Постановка вопросов самому себе в связи с собственной целью (планируемым результатом обучения), 
2. Уточнение, систематизация и детализация вопросов по ходу курса;
3. Изучение источников (предлагаемых в списке для чтения и найденных в результате собственного поиска) и работ участников курса с позиции поставленных вопросов и планируемого результата;
4. Попытка оформления ответов/собственных рассуждений в некий структурированный продукт – вербально или визуально.
Схема сценария участия выглядит так (собственно идея абсолютно не нова, но может быть довольно продуктивна):






















И поскольку время курса всегда ограничено, то продолжение деятельности (работы над созданием продукта) будет осуществляться уже после него и выразится в следующих этапах (разграничить во времени которые довольно сложно, т.к. они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга):
- рефлексия
- доработка концепции/плана/схемы до законченного продукта (планируемый результат)
- освоение необходимых инструментов, непосредственная деятельность
- новый цикл вопросов, шлифовка и т.д.


Собственно, с позиций создания определенного продукта - а моя цель: доработка существующего проекта виртуальной школы юного исследователя (и идея мобильного кампуса мне в связи с этим очень нравится) я и подходила к курсу (мой мотив участия :), но доведенная до конечного/планируемого продукта она может быть вкладом в общий труд - возможно созданная в ходе этого обучения модель пригодится еще кому-либо. Остается домыслить то, что необходимо по моей проблеме, оформить эти мысли вербально и визуально, на что уйдет некоторое время... т.к. попутно еще и нужно освоить некоторые навыки (например, по созданию mindmaps). Чем я и займусь в ближайшее время :)

9 комментариев:

  1. Прочитал с интересом, и карта логично раскрывает содержание текста. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Полезный пост, он же вклад в продукт нашего сообщества -- общий смысл :) Курс подходит к концу, но мы учимся -- всегда, при любых условиях. Очень понравилось, что Вы в конце обозначили текущие учебные цели. Знать свои цели, спрашивать себя: "чему я сейчас учусь?" и тут же находить ответ -- это часть той самой грамотности внимания, которая включает метамышление и метаучебу :)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за комментарий Иван. На самом деле я цели не просто обозначила, у меня сложился целый список того, что хочется и что нужно сделать: что продумать, что освоить, что перевести...прям наполеоновские планы :) Посмотрим, какой процент из них осуществлю...кстати часть со временем видна будет по блогу (надеюсь). Вам спасибо за курс ("пинарик" миссию свою выполнил) :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Помимо собственных замечательных статей, у Вас получаются отличные переводы! И это очень важно, потому что наши соотечественники нуждаются в международном диалоге, но язык реально знают немногие. Качественный и своевременный перевод, -- как Вы это сделали со статьей по рефлексии (спасибо!!!), -- архиважен.

      Удалить
  4. Ольга, как всегда очень информационный и полезный пост. На 100% соглашусь с Иваном, что благодаря Вашим переводам много информации узнала из иностранных источников. Успехов Вам в Вашем проекте. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга, Здорово!
    Сделал ссылку на ваш пост у себя на страничке "#CoLearn12 - заключительное задание "Архитектура участия""
    http://pogrebniaksergei.blogspot.com/2012/08/colearn12_4.html

    ОтветитьУдалить
  6. "Далеко не полный перечень вклада участников нашего курса (Об)учение в сети я попыталась собрать на отдельной странице" - ссылка не работает - может склеились страницы?

    ОтветитьУдалить