Шаблонная фраза о быстро меняющемся мире настолько часто в последние годы
встречается, что уже не вдумываешься в ее смысл, «промахивая» ее глазами и
скорее переходя к сути излагаемого в тексте. Но ее истинный смысл, ту стремительную
скорость перемен в окружающей нас жизни я наиболее остро ощутила, пожалуй,
именно сейчас в ходе дистанционного курса (Об)учение в сети. Давно ли мы
рисовали себе образ школы будущего, обустроенной всеми новейшими «техническими
средствами обучения», в число коих входили, естественно, компьютер, выход в
интернет, интерактивная доска. Не успели эти мечты еще осуществиться в полной
мере, не успели мы «окинуть взглядом» обновленную школу с компьютером в
интерьере, как современные технологии мгновенно уже шагнули далекооо за пределы
даже самых смелых мечтаний. Они влекут за собой не просто изменения в оснащении
образовательного процесса, они неизбежно меняют
сам процесс обучения-учения. И, если учесть стремительную скорость
развития информационных технологий, то школа будущего, представленная в ролике
Intel, дело не такого уж и далекого будущего.
Мне очень понравилась цитата У.Гибсона, упомянутая на днях руководителем курса Иваном Травкиным в его
блоге: «Будущее уже здесь, оно
просто неравномерно распределено».
А значит, нужно торопиться освоить те знания и навыки, которые
необходимы, чтобы не чувствовать себя на его обочине.
Но вернемся к курсу.
Я думаю, своей цели – «актуализировав знания в ходе живой и рефлексивной
дискуссии, отыскать среди точек пересечения идей и мыслей тот общий путь, некую
схему, которая впоследствии позволит участникам лучше ориентироваться в
актуальных направлениях электронной реформы образования» - курс достиг.
Был не просто сделан акцент на новых грамотностях 21 века, способах и
инструментах их формирования. Курс носил деятельностный характер, обучение
происходило с использованием новых платформ и сервисов, которые явились одновременно
и отчасти содержанием курса и инструментом нашей образовательной деятельности
(идеальная ситуация, когда определенные знания и навыки являются продуктом
непосредственной деятельности).
Характерные особенности курса (показавшиеся важными для меня):
- рождение знаний в сотрудничестве его участников, взаимодействии, взаимопомощи;
- освоение новых для участников инструментов в результате их непосредственного использования в ходе курса или взгляд на уже знакомые инструменты под иным углом зрения;
- мгновенная обратная связь, обсуждение и решение возникающих проблем;
- возможность самоопределения – открытость целей, каждый выделял важные для себя цели и двигался в их направлении.
По сути, мы увидели образец (об)учения в сети: есть тема, интересная
участникам, есть «скелет» (очерченный в пунктах программы, вебинарах), а далее
происходит наращение контента всеми участниками совместно и при этом
индивидуально, когда каждый привносит то, что более близко и интересно ему,
дополняя общую картину, складывая общую мозаику. Такую модель вполне можно
перенести и на старшую школу (в профильном обучении, например), и на
дополнительное образование.
Курс помог (мне, во всяком случае) увидеть себя со стороны, критически, очертить
круг направлений и определить, что нужно и что я могу освоить в ближайшее время
сама и в чем помочь коллегам.
«Мы объединяемся для того, чтобы совместными усилиями
сконструировать полезный для каждого из нас смысл.» (из программы курса). Именно эту роль для меня и сыграл
курс. Смысл определен и план ближайших действий намечен.
И я получила огромное удовольствие от общения с участниками курса. Далеко не все было легко, но, при этом, я вдруг заметила за собой, что всё делала с постоянно блуждающей улыбкой на лице :) Непроизвольная улыбка - признак....того, что человеку просто хорошо. Спасибо всем! За новые знания, новый круг общения и новые ощущения.
Обучение на курсе закончилось? Нет. Обучение только начинается!
Поддерживаю
ОтветитьУдалитьСпасибо :)
УдалитьОльга, большое Вам спасибо за такую живую визуализацию опыта наших участников (в т. ч. и моего с Юлей)! Обязательно сошлюсь на этот пост, когда буду докладывать об опыте сообщества :)
ОтветитьУдалитьИ я очень надеюсь, что сформулированные идеи помогут Вам реализовать собственные задумки! Помните наш разговор на страницах Вашего сайта (http://pedagogland.ru/single_function.html)? Я считаю, что очень важно учить школьников включаться и даже создавать подобные нашему учебные сообщества, анализировать свой собственный учебный опыт. Но еще более важно (необходимое условие!), чтобы у них были такие же вдохновленные и высокообразованные учителя, как Вы!
Очень надеюсь, что наша профессиональная дружба и со-учение продолжатся! :)
Спасибо, Иван, за комментарий и теплые слова поддержки.Да, идеи есть...точнее некоторые и были, но курс привнес те кирпичики, которых не доставало и без которых идея никак не работала. Остается увеличить количество единомышленников и смотивировать учеников :) Результатами рано или поздно поделюсь...какими бы они не были... Вам удачи, вдохновения, успехов.
ОтветитьУдалить