11 августа

Обучение закончилось? Обучение только начинается!


Шаблонная фраза о быстро меняющемся мире настолько часто в последние годы встречается, что уже не вдумываешься в ее смысл, «промахивая» ее глазами и скорее переходя к сути излагаемого в тексте. Но ее истинный смысл, ту стремительную скорость перемен в окружающей нас жизни я наиболее остро ощутила, пожалуй, именно сейчас в ходе дистанционного курса (Об)учение в сети. Давно ли мы рисовали себе образ школы будущего, обустроенной всеми новейшими «техническими средствами обучения», в число коих входили, естественно, компьютер, выход в интернет, интерактивная доска. Не успели эти мечты еще осуществиться в полной мере, не успели мы «окинуть взглядом» обновленную школу с компьютером в интерьере, как современные технологии мгновенно уже шагнули далекооо за пределы даже самых смелых мечтаний. Они влекут за собой не просто изменения в оснащении образовательного процесса, они неизбежно меняют сам процесс обучения-учения. И, если учесть стремительную скорость развития информационных технологий, то школа будущего, представленная в ролике Intel, дело не такого уж и далекого будущего. 

 Мне очень понравилась цитата У.Гибсона, упомянутая на днях руководителем курса Иваном Травкиным в его блоге: «Будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено».
А значит, нужно торопиться освоить те знания и навыки, которые необходимы, чтобы не чувствовать себя на его обочине.

Но вернемся к курсу.
Я думаю, своей цели – «актуализировав знания в ходе живой и рефлексивной дискуссии, отыскать среди точек пересечения идей и мыслей тот общий путь, некую схему, которая впоследствии позволит участникам лучше ориентироваться в актуальных направлениях электронной реформы образования» - курс достиг.

Был не просто сделан акцент на новых грамотностях 21 века, способах и инструментах их формирования. Курс носил деятельностный характер, обучение происходило с использованием новых платформ и сервисов, которые явились одновременно и отчасти содержанием курса и инструментом нашей образовательной деятельности (идеальная ситуация, когда определенные знания и навыки являются продуктом непосредственной деятельности).

Характерные особенности курса (показавшиеся важными для меня):
  • рождение знаний в сотрудничестве его участников, взаимодействии, взаимопомощи;
  • освоение новых для участников инструментов в результате их непосредственного использования в ходе курса или взгляд на уже знакомые инструменты под иным углом зрения;
  • мгновенная обратная связь, обсуждение и решение возникающих проблем;
  • возможность самоопределения – открытость целей, каждый выделял важные для себя цели и двигался в их направлении.

По сути, мы увидели образец (об)учения в сети: есть тема, интересная участникам, есть «скелет» (очерченный в пунктах программы, вебинарах), а далее происходит наращение контента всеми участниками совместно и при этом индивидуально, когда каждый привносит то, что более близко и интересно ему, дополняя общую картину, складывая общую мозаику. Такую модель вполне можно перенести и на старшую школу (в профильном обучении, например), и на дополнительное образование.

Курс помог (мне, во всяком случае) увидеть себя со стороны, критически, очертить круг направлений и определить, что нужно и что я могу освоить в ближайшее время сама и в чем помочь коллегам.
 «Мы объединяемся для того, чтобы совместными усилиями сконструировать полезный для каждого из нас смысл.» (из программы курса).  Именно эту роль для меня и сыграл курс. Смысл определен и план ближайших действий намечен.

И я получила огромное удовольствие от общения с участниками курса. Далеко не все было легко, но, при этом, я вдруг заметила за собой, что всё делала с постоянно блуждающей улыбкой на лице :) Непроизвольная улыбка - признак....того, что человеку просто хорошо. Спасибо всем! За новые знания, новый круг общения и новые ощущения.
Обучение на курсе закончилось? Нет. Обучение только начинается!

4 комментария:

  1. Ольга, большое Вам спасибо за такую живую визуализацию опыта наших участников (в т. ч. и моего с Юлей)! Обязательно сошлюсь на этот пост, когда буду докладывать об опыте сообщества :)

    И я очень надеюсь, что сформулированные идеи помогут Вам реализовать собственные задумки! Помните наш разговор на страницах Вашего сайта (http://pedagogland.ru/single_function.html)? Я считаю, что очень важно учить школьников включаться и даже создавать подобные нашему учебные сообщества, анализировать свой собственный учебный опыт. Но еще более важно (необходимое условие!), чтобы у них были такие же вдохновленные и высокообразованные учителя, как Вы!

    Очень надеюсь, что наша профессиональная дружба и со-учение продолжатся! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Иван, за комментарий и теплые слова поддержки.Да, идеи есть...точнее некоторые и были, но курс привнес те кирпичики, которых не доставало и без которых идея никак не работала. Остается увеличить количество единомышленников и смотивировать учеников :) Результатами рано или поздно поделюсь...какими бы они не были... Вам удачи, вдохновения, успехов.

    ОтветитьУдалить