«Если учитель знает, что один ребенок воспринимает информацию визуально, другой учится практически, третий любит задавать глубокие философские вопросы, четвертый что-то рассказывать, учителю совсем не обязательно все самому объяснять. Достаточно предоставить программы, материалы, ресурсы по изучаемой теме, интересные ребенку и дающие ему возможность продуктивно использовать свои способности; ребенок сам найдет возможность показать свое понимание удобным ему способом».
Г.Гарднер*
На вопрос о том, как следует применять теорию множественности интеллекта в школе, Говард Гарднер отвечал, что самое главное искренний интерес учителя к детям; важно, чтобы он понимал и всерьез принимал индивидуальные различия своих учеников и помогал им эффективно использовать особенности своего ума для учения и развития. Разные школы и педагоги находят свои способы применения теории множественности интеллекта, и в их опыте можно выделить три основных направления ее применения:
- планирование урока, изучения отдельной темы через призму теории множественности интеллекта;
- индивидуальный или групповой проект;
- работа в учебных центрах.
Работа небольших групп учеников в учебных центрах – один из эффективных способов изучения темы на основе теории множественности интеллекта. Для учителя такая форма дает возможность интересно организовать групповую работу, работать с микрогруппами учеников или индивидуально и лучше увидеть их рост и развитие.
Организация центров и стратегии
Создание учебных центров — специально отведенных мест в классе, где дети могут работать над проектом или заданием небольшой группой или индивидуально, поможет учителю значительно расширить образовательную среду, как в академическом, так и в пространственно-предметном смысле. Как утверждают педагоги, практикующие применение ТМИ, не существует единственно правильного способа организации центров. Учитель может менять формат центров, или, раз создав центры для определенного типа интеллекта, оставить их в таком виде на весь учебный год. Количество центров, которое в классе можно одновременно обустроить, зависит от его размеров, наличия энтузиастов-родителей, готовых помочь, учебной программы и т.д. У каждого педагога свой опыт и свои идеи. И, тем не менее, можно выделить несколько общих подходов к организации учебных центров ТМИ.
Стратегия 1: Центры, основанные на программе
Назначение этих центров — способствовать освоению программных знаний и умений, когда для более прочного и глубокого освоения изучаемого материала учитель организует учебную деятельность с опорой на разные типы интеллекта. Например, при изучении литературного произведения на уроках чтения учитель может организовать ряд центров соответственно отдельным типам интеллекта: в визуально-пространственном центре ученики могут подготовить иллюстрации к прочитанному, создать комиксы или мультфильм; в логико-математическом центре составить схему развития действий в произведении; в вербально-лингвистическом центре ученики могут наговорить на пленку или описать отношение разных персонажей к ситуации, придумать иной ход развития событий, передать содержание от лица конкретного героя или написать статью, письмо герою книги и т.п.; в кинестетическом центре ученики драматизируют выбранный ими эпизод и так далее.
Стратегия 2: Центры по типам интеллекта
Основная цель центров, фокусирующихся на конкретном типе интеллекта — пробудить и развить определенные способности ученика. Создаются отдельные центры для каждого типа, например, вербально-лингвистический, логико-математический, музыкальный, кинестетический и т.д. Предлагаемая деятельность и задания в них должны обеспечить ученику возможность исследовать и развивать каждый тип интеллекта. Центры этого вида используются реже, чем центры, основанные на программе, и деятельность в них не привязана к конкретной программной теме или изучаемому материалу. Работа в таких центрах особенно полезна, когда учитель впервые знакомит учащихся с разными типами интеллекта, помогает им осознать свои сильные и слабые стороны и создает условия для их развития.
Стратегия 3: Тематические центры
Тематические центры, как правило, концентрируются вокруг изучаемой темы. Тема может относиться к отдельному предмету или быть метапредметной. Каждый центр при таком подходе тоже соответствует одному типу интеллекта. Например, при изучении архитектуры древнего мира в одном центре дети могут строить модель (визуально-пространственный центр), в другом сочинять пьесу о возведении египетских пирамид (вербально-лингвистический), в третьем составить таблицу измерений (логико-математический) и т.д.
Учитель с помощью родителей и самих учеников может оснастить центры, как считает нужным. Чем разнообразнее в центре ресурсы, тем работа в нем интереснее и эффективнее. Напомним, понятие «центр» не означает отдельное помещение. Это зоны/уголки в классе, которые можно оборудовать соответствующим образом, сделав в нужный момент перестановку мебели.
Чем наполнить эти зоны, чем они вам могут служить и какие виды деятельности в них детям предложить? Рассмотрим это для каждого центра (типа интеллекта) отдельно.
Вербально-лингвистический центр:
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Уютный уголок в мини-библиотеке
|
Тихое чтение в группе или индивидуально
|
|
Языковая лаборатория с магнитофоном, кассетами, наушниками, аудиокнигами |
Прослушивание аудиозаписей, работа с ними; создание собственных записей
| |
«Писательский уголок» с компьютером, бумагой, ручкой, карандашами
|
Написание сочинений, рассказов, подготовка интервью, оформление исследований и т.д.; т.е. работа с текстами
| |
Паззл-уголок для составления кроссвордов, поиска и исследования слов | Игры, паззлы, составление кроссвордов и т.д. Придумали сами подвижную игру – описываем ее в словах и картинках | |
Подборка идей и сюжетов для сочинений |
Написание сочинений, рассказов, подготовка интервью, оформление исследований и т.д.; т.е. работа с текстами
| |
Уголок «Почта»
|
Пишем письмо интересному человеку, герою произведения или своим близким
| |
Исследовательский центр
|
Можно заняться исследованием литературных источников, например о животных, насекомых и т.д.
| |
«Горячие новости»
|
Уголок, где дети могут просмотреть газеты и журналы и написать статью для школьной/классной газеты
| |
Уголок тьютора
|
Место, где старшеклассники-добровольцы помогают младшим школьникам учиться читать и писать
|
Логико-математический центр
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Математическая лаборатория |
Решение задач, примеров, логических задачек и головоломок (необходима подборка/библиотечка логических задач)
|
|
Научная лаборатория
|
Проведение практических экспериментов (по разным темам и областям знаний)
| |
Библиотечка научно-популярной литературы |
Знакомство с наукой, чтение
| |
Уголок изобретателя | Развиваем логическое мышление, креативность (например, изобретаем новую систему мер и т.п.) | |
Игровой уголок
| Игра «Монополия» и другие логические игры
Придумывание подвижных игр с использованием математики
| |
Измерительная лаборатория
|
Можно измерять разные объекты и записывать данные о них
| |
Уголок геометрии
с образцами чертежей, графиков, диаграмм, карт памяти, схем
| Придумывание способов изучения геометрических форм (например, для плохо видящих), составление схем, диаграмм, графиков |
Центр пространственного интеллекта
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Арт-студия с красками, карандашами, бумагой и т.д. | Рисование, создание иллюстраций и т.д.
Издание бюллетеней, газет, постеров.
|
|
Галерея работ с аннотациями учеников к ним |
Выставка коллекций ученических работ, рассматривание рисунков одноклассников, написание рецензий, проведение экскурсий и т.п.
| |
Центр истории искусства
|
Изучение книг об известных художниках и репродукций их картин
| |
Медиацентр с видеозаписями, DVD, слайдами |
Создать видеоролик, мультик, записать диск, просмотреть и т.д.
| |
Архитектурный центр с чертежными принадлежностями, ватманом, бумагой |
Создание моделей, чертежей, проектов
| |
Центр статистики
Чертежный центр
| Знакомство с готовыми или создание своих схем, диаграмм, графиков, карт/таблиц памяти о том, что узнали/изучили за прошедшую неделю/урок;
Создание карт, например, своей местности, территории школы, города (или исторических событий) и т.д.
| |
Строительный центр с соответствующими наборами кубиков, конструкторов | Создание моделей.
Дизайн (например, новой школьной площадки) и т.п.
| |
Студия для лепки из глины, пластилина
|
Создание своих произведений
|
Телесно-кинестетический центр
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Мастерская
| Поделки из глины, пластилина, кубиков, рукоделие |
|
Театральный уголок, кукольный театр |
Подготовка спектаклей, постановок
| |
Тактильная зона с рельефными картами, различными текстурами, буквами из наждачной бумаги |
Освоение того, что не запоминается другим путем
| |
«Эстрада» - отрытое пространство для презентаций и представлений |
Подготовка мини-спектаклей, постановок
| |
Знакомство с материалами о спорте, выдающихся спортсменах, танцорах и т.п. |
Пополнение знаний о людях-кинестетиках и не только
| |
Игровой центр
| Придумывание игр для запоминания какой-либо информации;
Настольная игра Твистер разной тематики (например, на правописание слов)
| |
«Иллюзион» - уголок фокусника со всеми необходимыми принадлежностями и руководством по изучению фокусов. |
Освоение фокусов и придумывание своих
|
Музыкально-ритмический центр
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Музыкальная лаборатория
Звуковая лаборатория
| Прослушивание музыкальных произведений, различных звуков;
сочинение песен, джинглов (короткая легко запоминаю-щаяся песенка);
пропевание трудных слов, таблицы умножения и пр.;
озвучивание;
определение звуков
|
|
Межличностный центр
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Уголок дискуссий и дебатов с необходимыми материалами
|
Выполнение любых групповых заданий, подготовка к дискуссиям, обсуждение проблем, выработка решений проблем, разработка планов, групповая работа над проектом и т.д.
|
|
Групповая или парная работа
Настольные игры
| ||
Изучение книг о дружбе, семье, выдающихся людях, общении с людьми
| ||
Выработка идей для школьного правительства, самоуправления
| ||
Место решения конфликтов, общих или школьных проблем
| ||
Экспертиза по теме
|
Ученики выбирают и прорабатывают тему, в которой могут быть экспертами и затем дают 5-минутный урок по данной теме для остальных участников группы.
| |
Место для интервью | Ученики берут интервью друг у друга и пишут затем биографию одноклассника, гостя;
Подготовка к беседе с известной личностью, друзьями, родителями, гостями класса и т.д.
|
Внутриличностный центр
Назначение центра
|
Виды деятельности
|
Оборудование центра
|
Тихий уголок для индивидуальной работы | Выполнение индивидуальных заданий
Рисование собственного настроения и чувств
Написание стихотворения Обдумывание и постановка своих ближних и дальних целей
Работа над индивидуальным портфолио
Написание автобиографии
И т.д.
|
|
Компьютерный уголок для самостоятельной работы | ||
«Голубятня»
|
Тихий уголок для уединения, где можно просто посидеть и отдохнуть или подумать о чем-то.
| |
Место для ведения персонального журнала, дневника |
Записи в персональный журнал, дневник
|
Перейти к документу на гугл диске.
Управление учебными центрами и порядок работы в них
Назад к разделу Теория, ведущая к успеху
* Big Thinkers: Howard Gardner on Multiple Intelligences. http://www.edutopia.org/multiple-intelligences-howard-gardner-video
Комментариев нет:
Отправить комментарий