воскресенье, 10 января 2016 г.

Способы применения ТМИ в школе. Организация работы в учебных центрах

«Если учитель знает, что один ребенок воспринимает информацию визуально, другой учится практически, третий любит задавать глубокие философские вопросы, четвертый что-то рассказывать, учителю совсем не обязательно все самому объяснять. Достаточно предоставить программы, материалы, ресурсы по изучаемой теме, интересные ребенку и дающие ему возможность продуктивно использовать свои способности; ребенок сам найдет возможность показать свое понимание удобным ему способом».  
 Г.Гарднер*

На вопрос о том, как следует применять теорию множественности интеллекта в школе, Говард Гарднер отвечал, что самое главное искренний интерес учителя к детям; важно, чтобы он понимал и всерьез принимал индивидуальные различия своих учеников и помогал им эффективно использовать особенности своего ума для учения и развития. Разные школы и педагоги находят свои способы применения теории множественности интеллекта, и в их опыте можно выделить три основных направления ее применения:
  • планирование урока, изучения отдельной темы через призму теории множественности интеллекта;
  • индивидуальный или групповой проект;
  • работа в учебных центрах.
Работа небольших групп учеников в учебных центрах – один из эффективных способов изучения темы на основе теории множественности интеллекта. Для учителя такая форма дает возможность интересно организовать групповую работу, работать с микрогруппами учеников или индивидуально и лучше увидеть их рост и развитие.

Организация центров и стратегии

Создание учебных центров — специально отведенных мест в классе, где дети могут работать над проектом или заданием небольшой группой или индивидуально, поможет учителю значительно расширить образовательную среду, как в академическом, так и в пространственно-предметном смысле. Как утверждают педагоги, практикующие применение ТМИ, не существует единственно правильного способа организации центров. Учитель может менять формат центров, или, раз создав центры для определенного типа интеллекта, оставить их в таком виде на весь учебный год. Количество центров, которое в классе можно одновременно обустроить, зависит от его размеров, наличия энтузиастов-родителей, готовых  помочь, учебной программы и т.д. У каждого педагога свой опыт и свои идеи. И, тем не менее, можно выделить несколько общих подходов к организации учебных центров ТМИ.

Стратегия 1: Центры, основанные на программе
Назначение этих центров — способствовать освоению программных знаний и умений, когда для более прочного и глубокого освоения изучаемого материала учитель организует учебную деятельность с опорой на разные типы интеллекта. Например, при изучении литературного произведения на уроках чтения учитель может организовать ряд центров соответственно отдельным типам интеллекта: в визуально-пространственном центре ученики могут подготовить иллюстрации к прочитанному, создать комиксы или мультфильм; в логико-математическом центре составить схему развития действий в произведении; в вербально-лингвистическом центре ученики могут наговорить на пленку или описать отношение разных персонажей к ситуации, придумать иной ход развития событий, передать содержание от лица конкретного героя или написать статью, письмо герою книги и т.п.; в кинестетическом центре ученики драматизируют выбранный ими эпизод и так далее.

Стратегия 2: Центры по типам интеллекта
Основная цель центров, фокусирующихся на конкретном типе интеллекта — пробудить и развить определенные способности ученика. Создаются отдельные центры для каждого типа, например, вербально-лингвистический, логико-математический, музыкальный, кинестетический и т.д. Предлагаемая деятельность и задания в них должны обеспечить ученику возможность исследовать и развивать каждый тип интеллекта. Центры этого вида используются реже, чем центры, основанные на программе, и деятельность в них не привязана к конкретной программной теме или изучаемому материалу. Работа в таких центрах особенно полезна, когда учитель впервые знакомит учащихся с разными типами интеллекта, помогает им осознать свои сильные и слабые стороны и создает условия для их развития.

Стратегия 3: Тематические центры
Тематические центры, как правило, концентрируются вокруг изучаемой темы. Тема может относиться к отдельному предмету или быть метапредметной. Каждый центр при таком подходе тоже соответствует одному типу интеллекта. Например, при изучении архитектуры древнего мира в одном центре дети могут строить модель (визуально-пространственный центр), в другом сочинять пьесу о возведении египетских пирамид (вербально-лингвистический),  в третьем составить таблицу измерений (логико-математический) и т.д.

Учитель с помощью родителей и самих учеников может оснастить центры, как считает нужным. Чем разнообразнее в центре ресурсы, тем работа в нем интереснее и эффективнее. Напомним, понятие «центр» не означает отдельное помещение. Это зоны/уголки в классе, которые можно оборудовать соответствующим образом, сделав в нужный момент перестановку мебели.

Чем наполнить эти зоны, чем они вам могут служить и какие виды деятельности в них детям предложить? Рассмотрим это для каждого центра (типа интеллекта) отдельно. 

Вербально-лингвистический центр:
Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Уютный уголок в мини-библиотеке
Тихое чтение в группе или индивидуально
  • справочники                                                    
  • энциклопедии
  • словари
  • клей
  • ножницы
  • компьютер
  • компьютерные про-грамммы для подготовки публикаций
  • доска для бюллетеней, газет
  • шаблоны, трафареты букв
  • бумажные полоски (для предложений)
  • разные виды  бумаги
  • газеты
  • книги
  • журналы
  • записные книжки
  • закладки
  • самодельные книжки
  • рассыпной алфавит
  • письменные принадлежности
  • аудиокниги
Языковая лаборатория с магнитофоном, кассетами, наушниками, аудиокнигами
Прослушивание аудиозаписей, работа с ними; создание собственных записей
«Писательский уголок» с компьютером, бумагой, ручкой, карандашами
Написание сочинений, рассказов, подготовка интервью, оформление исследований и т.д.; т.е. работа с текстами
Паззл-уголок для составления кроссвордов, поиска и исследования слов
Игры, паззлы, составление кроссвордов и т.д. Придумали сами подвижную игру – описываем ее в словах и картинках
Подборка идей и сюжетов для сочинений
Написание сочинений, рассказов, подготовка интервью, оформление исследований и т.д.; т.е. работа с текстами
Уголок «Почта»
Пишем письмо интересному человеку, герою произведения или своим близким
Исследовательский центр
Можно заняться исследованием литературных источников, например о животных, насекомых и т.д.
«Горячие новости»
Уголок, где дети могут просмотреть газеты и журналы и написать статью для школьной/классной газеты
Уголок тьютора 
Место, где старшеклассники-добровольцы помогают младшим школьникам учиться читать и писать
Логико-математический центр
Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Математическая лаборатория
Решение задач, примеров, логических задачек и головоломок (необходима подборка/библиотечка логических задач)
  • геометрические модели
  • транспортиры
  • кубики
  • весы
  • танграмы
  • паззлы
  • рулетка
  • конструкторские наборы
  • предметы для счета
  • игральные кости
  • счетные палочки
  • калькуляторы
  • наборы для классификаций
  • игры-стратегии
  • оборудование для мини-лаборатории
Научная лаборатория
Проведение практических экспериментов (по разным темам и областям знаний)
Библиотечка научно-популярной литературы
Знакомство с наукой, чтение
Уголок изобретателя
Развиваем логическое мышление, креативность (например, изобретаем новую систему мер и т.п.)
Игровой уголок
Игра «Монополия» и другие логические игры
Придумывание подвижных игр с использованием математики
Измерительная лаборатория
Можно измерять разные объекты и записывать данные о них
Уголок геометрии
с образцами чертежей, графиков, диаграмм, карт памяти, схем
Придумывание способов изучения геометрических форм (например, для плохо видящих), составление схем, диаграмм, графиков
Центр пространственного интеллекта
Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Арт-студия с красками, карандашами, бумагой и т.д.
Рисование, создание иллюстраций и т.д.
Издание бюллетеней, газет, постеров.
  • маркеры
  • графики, диаграммы, схемы
  • фломастеры
  • чертежные принадлежности
  • художественные репродукции, картинки
  • плакаты
  • видеооборудование
  • строительные принадлежности
  • видеозаписи
  • краски
  • наборы для коллажей
  • пастельные мелки
  • глина
  • цветные карандаши
  • компьютерные программы для работы с графикой
  • наборы разной бумаги
  • компьютер
  • наборы Лего
  • трафареты
  • библиотечка иллюстраций
  • паззлы
  • шаблоны
Галерея работ  с аннотациями учеников к ним
Выставка коллекций ученических работ, рассматривание рисунков одноклассников, написание рецензий, проведение экскурсий и т.п.
Центр истории искусства
Изучение книг об известных художниках и репродукций их картин
Медиацентр с видеозаписями, DVD, слайдами
Создать видеоролик, мультик, записать диск, просмотреть и т.д.
Архитектурный центр с чертежными принадлежностями, ватманом, бумагой
Создание моделей, чертежей, проектов
Центр статистики
Чертежный центр
Знакомство с готовыми или создание своих  схем, диаграмм, графиков, карт/таблиц памяти о том, что узнали/изучили за прошедшую неделю/урок;
Создание карт, например,  своей местности, территории школы, города (или исторических событий) и т.д.
Строительный центр с соответствующими наборами кубиков, конструкторов
Создание моделей.
Дизайн (например, новой школьной площадки) и т.п.
Студия для лепки из глины, пластилина
Создание своих произведений
Телесно-кинестетический центр
Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Мастерская
Поделки из глины, пластилина, кубиков, рукоделие
  • костюмы
  • песок
  • паззлы
  • шляпы, шарфы
  • разный реквизит
  • принадлежности для ручных поделок
  • наборы для конструирования
  • кукольный театр
  • инструменты
  • книжки и журналы о спорте
  • строительные кубики
  • предметы для тактильного обучения
  • строительные материалы/инструменты
  • ножницы и т.д.
Театральный уголок, кукольный театр
Подготовка спектаклей, постановок
Тактильная зона с рельефными картами, различными текстурами, буквами из наждачной бумаги
Освоение того, что не запоминается другим путем
«Эстрада» - отрытое пространство для презентаций и представлений
Подготовка мини-спектаклей, постановок
Знакомство с материалами о спорте, выдающихся спортсменах, танцорах и т.п.
Пополнение знаний о людях-кинестетиках и не только
Игровой центр
Придумывание игр для запоминания какой-либо информации;
Настольная игра Твистер разной тематики (например, на правописание слов)
«Иллюзион» - уголок фокусника со всеми необходимыми принадлежностями и руководством по изучению фокусов.
Освоение фокусов и придумывание своих
Музыкально-ритмический центр
Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Музыкальная лаборатория
Звуковая лаборатория
Прослушивание музыкальных произведений, различных звуков;
сочинение песен, джинглов (короткая легко запоминаю-щаяся песенка);
пропевание трудных слов, таблицы умножения и пр.;
озвучивание;
определение звуков
  • компьютер
  • наушники
  • диски
  • плеер
  • магнитофон и записи
  • программы для работы с музыкальными файлами
  • музыкальные инструменты
  • журналы и книги о музыке и музыкантах
Межличностный центр
Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Уголок дискуссий и дебатов с необходимыми материалами
Выполнение любых групповых заданий, подготовка к дискуссиям, обсуждение проблем,  выработка решений проблем, разработка планов,  групповая работа над проектом и т.д.
  • большой стол для обсуждений
  • групповые игры и паззлы
  • книги (о жизни известных людей и т.п.)
  • плакаты, фломастеры
  • материалы для групповых проектов
  • настольные игры
  • бумага
  • удобные стульчики, коврики
  • библиотечка идей, картотека с описанием типичных конфликтов для выработки учениками решений
  • образцы анкет для интервью
Групповая или парная работа
Настольные игры
Изучение книг о дружбе, семье, выдающихся людях, общении с людьми
Выработка идей для школьного правительства, самоуправления
Место решения конфликтов, общих или школьных проблем
Экспертиза по теме
Ученики выбирают и прорабатывают тему, в которой могут быть экспертами и затем дают 5-минутный урок по данной теме для остальных участников группы.
Место для интервью
Ученики берут интервью друг у друга и пишут затем биографию одноклассника, гостя;
Подготовка к беседе с известной личностью, друзьями, родителями, гостями класса и т.д.
Внутриличностный центр

Назначение центра
Виды деятельности
Оборудование центра
Тихий уголок для индивидуальной работы
Выполнение индивидуальных заданий
Рисование собственного настроения и чувств
Написание стихотворения Обдумывание и постановка своих ближних и дальних целей
Работа над индивидуальным портфолио
Написание автобиографии
И т.д.
  • укромное место в классе
  • журналы
  • письменные принадлежности
  • подборка книг, рас-сказов и статей, связанных с темой формирования и развития характера
  • материалы для индивидуальной проектной деятельности
  • маленькая доска, мел
  • плакаты/рисунки о сильных личностях
  • материалы для самопроверки и т.д.
Компьютерный уголок для самостоятельной работы
«Голубятня»
Тихий уголок для уединения, где можно просто посидеть и отдохнуть или подумать о чем-то.
Место для ведения персонального журнала, дневника
Записи в персональный журнал, дневник

Перейти к документу на гугл диске.


Управление учебными центрами и порядок работы в них
Назад к разделу Теория, ведущая к успеху


Big Thinkers: Howard Gardner on Multiple Intelligences. http://www.edutopia.org/multiple-intelligences-howard-gardner-video




Комментариев нет:

Отправить комментарий