пятница, 8 января 2016 г.

Теория множественного интеллекта. С чего учителю начать?

Ребенок в школе не так успешен, как того ожидали родители. Ученики в классе не проявляют того энтузиазма, которого ожидает учитель. Ребенок, с таким нетерпением ждавший, когда же он, наконец, пойдет в школу, вдруг резко теряет к ней интерес, хуже того, часто ощущает стойкую неприязнь к тому, чем там надо заниматься.

Многим из нас знакомо это чувство разочарования. Мы верим, что существует некий конкретный способ научить тем или иным навыкам, но результат далек от ожидаемого. «Ну как ты не можешь этого понять!? (сделать, выучить, запомнить…и т.д) в бессилии часто восклицает родитель, пытающийся помочь своему чаду с домашним заданием. А школа закрепит за таким ярлык «слабого». Но в глубине души все понимают, что причина в несоответствии способов и содержания обучения индивидуальным различиям обучаемых.

В поисках выхода многие школы обращаются к теории множественности интеллекта Г.Гарднера, и довольно успешны в организации образовательного процесса с ее применением. Основываясь на признании того, что каждый человек обладает специфическими сильными сторонами (доминирующими типами интеллекта), своим стилем обучения и познавательным потенциалом, теория множественности интеллекта открывает широкие возможности: перед учителем – сделать преподавание своего предмета более эффективным, перед учеником – достичь более глубокого понимания изучаемого через свои способности.

Гарднер выделяет три основных пути использования теории множественности интеллекта в образовании [2]:
  • Развитие желаемых талантов и способностей в учениках;
  • Разносторонний подход к изучению понятия, предмета, дисциплины;
  • Персонализация обучения на основе принятия индивидуальных различий.
Прежде, чем перейти к обсуждению способов применения теории множественности интеллекта в школе, хочется предостеречь учителей – это не предписание или рецепт, единого способа ее применения нет. Принятие этой теории вдохновило многих учителей на поиски своих путей помочь детям в учении. В одних случаях педагоги создают собственные приемы для решения проблем в своем классе, в других – целые школьные коллективы меняют стиль и способы организации образовательного процесса, положив теорию множественности интеллекта в основу. В любом случае важно – обучение должно строиться таким образом, чтобы:

1. дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта, т.е. способствовал их развитию;
2. предоставить ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно.

Из применяемых педагогами способов можно выделить следующие:
  • планирование урока, изучения отдельной темы через призму теории множественности интеллекта;
  • индивидуальный или групповой проект;
  • работа в учебных центрах.

С чего учителю начать?

Кристен Николсон-Нельсон в своей книге «Развивая способности учащихся» советует начать учителю с себя: присмотреться к себе, проанализировать планы собственных уроков, понять свой доминирующий тип преподавания (есть опасения, что у подавляющего большинства из нас он будет вербально-лингвистическим). Чаще всего мы учим теми методами, которые адекватны нашим наиболее развитым способностям. Но человеку присуще развивать и стимулировать свой ум, и применение теории множественности интеллекта может оказаться для учителя и вкладом в собственное развитие. Сделать обучение более разнообразным можно несколькими способами [2]:

  • работать в паре с учителем, специализирующемся на типе интеллекта, в котором вы не сильны;
  • привлечь как можно больше разных специалистов;
  • пригласить экспертов при изучении конкретной темы;
  • использовать взаимопомощь и взаимообучение коллег – всегда в школьном коллективе можно найти источник неиспользованных ресурсов;
  • наконец, заботиться о развитии собственных способностей.

Прежде чем начать обучение на основе теории множественности интеллекта,  необходимо потратить определенное время для того, чтобы помочь детям понять, что они все способны и умны по-разному, они могут проявить или обнаружить свои таланты разными способами. В течение двух или трех недель учитель предлагает детям разные виды деятельности, которые помогают им осознать свои сильные и слабые стороны, а учителю «открыть» своих учеников. Важно при этом и учителю понимать и детям объяснить, что множественность интеллекта – это не очередной инструмент для навешивания ярлыков, а способ помочь им увидеть самих себя во многом талантливыми и умелыми.

Как только дети осознают, что есть много способов проявить себя, с этого момента учителю следует избегать ситуаций и деятельности, побуждающих детей к анализу своих достоинств и слабых сторон. Его цель – заставить их поверить в то, что они умны и сообразительны во всех областях и, их способности тем больше возрастут, чем чаще  они будут пользоваться всеми своими талантами и умениями [2]. Примерные задания и виды деятельности для того, чтобы представить детям разные типы интеллекта и помочь им осознать себя в приложении 1.

После того, как вы познакомили своих учеников с типами интеллекта, можно приступить к интеграции теории множественности интеллекта в ваши урочные планы.
Анализируя проведенный урок, попробуйте рассмотреть его с точки зрения теории множественности интеллекта и задать себе несколько вопросов:

1. Какие типы интеллекта задействованы на данном уроке?
2. Кого из учеников он наиболее заинтересовал?
3. Кому из учеников было неинтересно?
4. Были ли во время урока проблемы с дисциплиной? Были ли эти проблемы как-то связаны с типами интеллекта, способностями (разговоры, рисование, возня и т.п.)?
5. Что можно было сделать по-другому, чтобы заинтересовать большее число учеников?
6. Есть ли другой способ изучить данную тему, используя другие типы интеллекта?
7. Чем я больше всего доволен в этом уроке?

      Приступая к планированию следующего урока, задавайте себе вопросы:

- Как включить в урок числа и вычисления, классификацию и вычисления? (логико-математический интеллект)
- Как задействовать чтение, письмо, устную речь? (вербально-лингвистичес-кий)
- Как включить образы, цвет, графики, рисунки и диаграммы? (пространственный)
- Как связать звуки, ритм, музыку и танцы с изучаемой темой? (музыкально-ритмический)
- Как включить движение, драматизацию, моделирование и поделки? (телесно-кинестетический)
- Как привлечь знания о природе и природных явлениях, экологическое сознание? (натуралистический)
- Как организовать индивидуальную самостоятельную работу? (внутриличностный)
- Как задействовать парную и групповую работу, обсуждение, сотрудничество? (межличностный).

Чтобы обеспечить достаточно высокий уровень развития мыслительных навыков учащихся К.Николсон-Нельсон в своей книге рекомендует учителю соотносить планирование уроков на основе ТМИ с таксономией целей Блума. Постоянно обращаясь к ней, можно построить уроки, эффективно задействовав разные типы интеллекта учащихся и использовать все уровни таксономии. Напомним, что знаменитая таксономия образовательных целей профессора Чикагского университета Б. Блума включает шесть уровней сложности познавательных способностей:
Знание – навыки механического запоминания (факты, термины, порядок, правила, черты, признаки классификации и т.д.).
Понимание – способность транслировать, перефразировать, интерпретировать.
Применение – способность переноса и применения знаний в конкретных ситуациях.
Анализ – способность выделять компоненты целого, дифференцировать.
Синтез – способность объединять компоненты в новое целое.
Оценка – умение оценить качество и пользу информации, используя набор определенных критериев.
Автором книги составлен список глаголов, который поможет учителю планировать занятия таким образом, чтобы вовлечь разные типы интеллекта учащихся и все шесть уровней их познавательных способностей. (Приложение 2).

Боб четверка съел три лимона

Боб Четверка съел три лимона и у него 12 часов болел живот.
Трудяга Восьмерка построил два дома для своей семьи, потому что у него 16 детей.
Жадина Пятерка выкопал во дворе пять ямок, чтобы спрятать 25 комиксов от своей младшей сестры.
Долли Девять села на диету и худела на 4 килограмма в неделю пока не стала весить 36 килограммов.

Нет, это не подписи к картинкам из комиксов. Это прием, который использовала учительница для детей с ярко выраженным вербально-лингвисти-ческим интеллектом, испытывающих трудности в изучении таблицы умножения. Такие дети часто лучше понимают математику через слова и описания. Задание называется Забавные сюжеты и суть его в том, чтобы придумать маленькие забавные сюжеты, включающие умножение. Главными героями этих сюжетов должны быть числа и им даже можно дать имена или прозвища.
Вот еще несколько примеров заданий, задействующих разные типы интеллекта при формировании навыков умножения в начальной школе [2]:

Умножаем, рисуя (пространственный интеллект): пусть дети выберут пять равенств на умножение, которые им наиболее трудно запомнить. Предложите им создать картину на сюжет этого равенства, отразив числа и ответ в рисунке. Например, равенство 5 х 6 = 30 можно изобразить так: мальчик в футболке с пятеркой на спине стоит перед дверью квартиры номер 6 и поздравляет хозяйку с днем рождения, протягивая ей торт с надписью 30.

Умножаем, строя(пространственный интеллект): Дети выбирают два равенства умножения, трудных для запоминания. Дайте им на дом задание построить трехмерное сооружение, которое бы отражало это равенство. Например, 9 х 6 = 54 можно отразить, построив модель домика из шести комнат с девятью предметами в каждой. В классе дети обмениваются своими творениями, и должны угадать, какое равенство в них «спрятано». Это они делают с большим удовольствием.

Тихие минутки (внутриличностный интеллект): Предоставляйте ученикам тихое время для самостоятельного запоминания таблицы умножения. Не забудьте обеспечить их памяткой или карточками.

Парная игра (межличностный): Дети работают в парах. Снабдите их таблицей ответов и фишками. Ученики по очереди проверяют друг у друга знание таблицы умножения, правильно ответивший игрок берет себе фишку. Игра считается законченной, когда на парте больше не останется фишек. Победил тот, кто собрал больше фишек.

Джинглы на умножение: дети в парах придумывают коротенькие песенки, содержащие примеры умножения.

Нужно помнить, что это не просто задания для развлечения, повышения интереса, разнообразия или обыгрывания трудных моментов. Это попытка учителя создать для конкретных учеников возможности для изучения материала тем способом, который им наиболее близок и для них будет более эффективен.

Обдумывание заданий для разных типов интеллекта непростое дело. Примерные виды деятельности, представленные в схеме (рис.1) могут помочь вам в этом.

Ри.1. Примерные виды деятельности для разных типов интеллекта







Все выше сказанное совсем не означает, что теперь ваши уроки должны постоянно концентрироваться вокруг всех типов интеллекта. Включение заданий на основе ТМИ должно логично и естественно вплетаться в ход урока, расширяя его возможности и работая на его эффективность.

Наиболее эффективным и привлекательным способом применения теории множественности интеллекта является организация работы в созданных в классе учебных центрах. О типах центров и принципах их работы в следующей статье.

Приложение 3 Анкета для ученика
Приложение 4 Анкета для родителей


Назад к разделу Теория, ведущая к успеху

Подготовлено по:

1. Armstrong, Thomas. Multiple Intelligence in the Classroom. Association for Supervision and Curriculum Development. 1994.

2.  Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998.



Комментариев нет:

Отправить комментарий