Поддерживать порядок в классе, когда ученики заняты одновременно разными видами самостоятельной деятельности непросто даже и для опытных педагогов. Чтобы работа в центрах шла гладко и слаженно, необходимо:
- тщательное и вдумчивое планирование видов деятельности,
- формирование групп,
- предварительная подготовка и настрой учеников.
1. Правила работы в центре
Выработайте совместно с учениками правила для работы в малых группах и распечатайте их. Объясните детям, что работа в центрах – это привилегия, и если они желают ее сохранить, то необходимо соблюдать эти правила. Правила можно повесить на видном месте в классе или в каждом центре и периодически обращать внимание учеников на них, пока их соблюдение не войдет у ребят в привычку.
Правила работы в центре могут быть примерно такими:
- Старайся сделать работу как можно лучше.
- Говори тихим голосом.
- Вокруг тебя все тоже работают. Не мешай им.
- Когда тебе нужны какие-либо материалы, будь вежлив, не создавай помех другим.
- Если тебе что-то непонятно, сначала расспроси в своей группе и только потом обращайся к учителю.
- Закончил свою работу, найди тихонько себе другое дело в том же центре.
- При смене центра переходи в другой спокойно и тихо. Начинай работать, не отвлекаясь и не мешая другим.
2. Необходимые разъяснения
По мере создания каждого центра следует выделить время и обсудить с классом:
- чем можно в центре заниматься,
- какие для этого нужны материалы,
- каковы цели работы в центре,
- что должно стать результатом.
Многие проблемы дисциплины будут сняты, если ученики будут четко понимать, что они должны делать в каждом центре, и за какой результат они ответственны.
3. Способы формирования групп для работы в центрах
Учитель может воспользоваться разными способами организации групп для работы в центрах, но при этом всегда важно помнить, кто из детей с кем работает эффективнее, а кто только мешает друг другу. Изменить состав групп можно в любое время в течение учебного года.
Итак, можно формировать группы следующими способами:
Смешанные группы по способностям: в группу включаются ребята с разными способностями к обучению – сильными, средними, слабыми.
Смешанные группы по типам интеллекта: такой метод используется, когда учитель достаточно хорошо знает своих учеников и их способы обучения, тогда можно объединить в одну группу детей с разными типами интеллекта. Например, в одной группе могут быть: один ученик с хорошо развитым пространственным интеллектом, один с вербально-лингвистическим и один с сильным внутриличностным интеллектом, и т.п. Но чтобы избежать ярлыков, не стоит сообщать ребятам, почему группа сформирована таким образом. Как показывает опыт, лучших результатов добиваются именно группы смешанных способностей и талантов.
Группы по одному типу интеллекта: объединяя детей в однородную группу с каким-либо одним, сильно или слабо развитым типом интеллекта, вы даете им возможность поработать рядом с теми, кто разделяет их интересы и пристрастия.
Случайный выбор: группа формируется по желанию ребят, либо учитель произвольно объединяет нескольких учеников для работы в определенном центре.
Временные группы: группа создается на определенный промежуток времени для работы в нескольких центрах последовательно.
Постоянные группы: понаблюдав, кто из ребят с кем лучше работает, вы можете сформировать группы на более длительный период времени – неделю, месяц. Группа может придумать себе название и нарисовать свой плакат.
Разновозрастные группы: создаются при объединении классов или на время работы в разновозрастном классе.
Смешанные группы по гендерному признаку: можно сформировать отдельные группы только мальчиков и девочек или группы с одинаковым количеством мальчиков и девочек.
4. Порядок работы в центрах
В зависимости от целей, стадии изучения материала учитель сам определяет удобное время для работы в центрах в течение года, четверти, недели, регулирует работу детей в центрах: либо ученики должны следовать конкретному плану при изучении темы, определяющему что, когда и в каком центре делать, либо учитель дает детям право самим выбрать центр для работы. Может быть несколько способов организации работы в центрах.
Чередование центров
При этом способе важно, чтобы центры функционировали в классе постоянно. В начале урока примерно в течение 10 минут учитель кратко объясняет тему и предлагает возможные виды деятельности в каждом центре, затем дети расходятся по центрам, чередуя их, изучают информацию, используя разные типы интеллекта и переходя из центра в центр. Либо чередование центров используется на уроках закрепления изученного.
День работы в центрах
Можно выделить в расписании специальный день или время в течение одного дня для занятий в центрах. Например, каждую среду или пятницу во второй половине дня может быть «Время работы в центрах». Если в классе недостаточно места для того, чтобы все дети одновременно могли быть заняты в центрах, сдвиньте несколько столов, обозначьте обычные рабочие места детей как какой-либо центр и организуйте работу над заданием определенного типа за партами. В зависимости от возраста учащихся, сложности видов деятельности в центрах каждые 15 или 30 минут дети меняют центр.
Заключительные уроки в центрах
После изучения темы всем классом можно использовать работу в центрах для обобщения и повторения изученного материала. Переходя из центра в центр и занимаясь разными видами деятельности по пройденной теме, дети могут не просто повторить или изучить дополнительный материал, но и показать свое понимание изученного более близким им способом.
Случайные минутки
Иногда в классе вполне естественным образом возникает «затишье», когда остается время до конца урока, но нет смысла начинать новую тему. Это очень удобный момент для работы в учебных центрах.
Работа в учебных центрах, организованная регулярно, дает ценные результаты. Дети открывают себя, свои сильные и слабые стороны, и осознание своих способностей помогает им выбрать наиболее эффективный для них путь усвоения материала. Такая работа может им помочь овладеть новыми для них способами деятельности, стимулировать развитие доминирующих типов интеллекта или, наоборот, побудить их к развитию тех способностей, в которых они не сильны.
Кроме того, такая работа способствует развитию оргдеятельностных навыков, коммуникативных умений, самостоятельности, повышению ответственности перед самим собой и группой за результат.
Заботясь о развитии своих учеников, развивается и сам учитель. Организация учебных центров на основе теории множественного интеллекта, разработка разных видов учебной деятельности в них требует от учителя не только креативности, но совершенствования целого комплекса профессиональных навыков. Ведь сами по себе центры – это не просто «уголки в классе», где дети выполняют те или иные задания. Это тщательно спроектированная и особым образом организованная образовательная среда, отвечающая разным образовательным запросам, учитывающая разные индивидуальные особенности и направленная на то, чтобы помочь каждой детской индивидуальности вырасти.
Примеры содержания и видов деятельности в центрах здесь
Назад в раздел Теория, ведущая к успеху
___________
Подготовлено по:
1. Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998.
2. Thomas R. Hoerr, Noreen Carol Rolheiser-Bennett, Barbara Bower, Laurie Stevahn. Becoming a multiple intelligences school. ASCD, Virginia, USA, 2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий