суббота, 5 марта 2016 г.

Интервью с директором ТМИ школы

«Когда идешь по школе или заглядываешь в класс, становится очевидно, что и дети и учителя сюда ходят с удовольствием! Но это не означает, что в школе слишком легко или в ней меньше спрос. Это означает, что детям интересно с учителями. Нашим учителям приходится очень много работать, но я знаю, что и удовольствие от работы они получают большое! Они видят плоды своих усилий и понимают, что многое меняют в жизни каждого ребенка».
(Т.Хоэрр, директор New City School)

New City School — необычная американская школа - страна, в которой лелеют это «удивительное чудо и волшебство, именуемое детством». На сайте школы вы прочитаете: «Учение – это всегда радостный опыт, а обучение в Нью Сити Скул – это радостный способ учиться».  Опыт школы основан на признании права каждого быть другим, непохожим на остальных, учиться своим способом. 

В этой школе ученикам помогают развить самосознание, понимание себя и своего места в мире, чувства уверенности в себе, что позволяет им успешно развиваться, не сравнивая себя с другими; а главное, здесь каждый может учиться своим способом и при этом не только прекрасно усваивать требуемый стандартами объем знаний, но и приобрести ценные жизненно важные навыки. Мы не измерим ничем эти навыки: уверенность в себе, радость от познания и готовность учиться, — но мы все понимаем, что это тот фундамент, на котором человек выстраивает свое дальнейшее развитие, свою среду, жизнь.

И когда педагоги, добиваясь своих целей, при этом могут сделать обучение радостным, а школу страной интересных исследований, открытий, это означает, что эти взрослые не забыли, что сами когда-то были детьми, и хорошо понимают, каким путем вести своих учеников.
Всегда интересен практический опыт педагогов и школы в целом. Как совместить теорию множественности интеллекта с обязательными стандартами и программой, интегрировать ее в образовательный процесс, – на эти и ряд других вопросов отвечает директор этой известной в мире школы, доктор философии Томас Хоэрр.

Вопрос 1. Ставя перед собой задачи развития множественных способностей ученика, выстраивая образовательный процесс согласно индивидуальности, школа, тем не менее, должна следовать определенным требованиям, стандарту, чтобы обеспечить успешную интеграцию своим выпускникам в иную среду при продолжении образования. Вы адаптируете общую государственную программу, интегрируя в нее теорию множественности интеллекта, или разрабатываете свою программу на основе ТМИ, но при этом соблюдая необходимые общие требования?

Томас Хоэрр. New City School — независимая школа штата Миссури, и нам не обязательно следовать государственному стандарту или стандарту штата как в школьной программе, так и в оценивании учащихся. (Гибкость и самостоятельность частных школ в разных штатах отличается. Некоторые штаты требуют, чтобы частные школы соблюдали те же правила и стандарты, что и публичные школы, в то время, как другие, например, Миссури, дают частным школам больше свободы.)
Это преимущество для творчества: таким образом, мы можем устанавливать собственные стандарты и разрабатывать свою программу. Мы отталкиваемся от государственных стандартов, модифицируя их в соответствии с интересами и потребностями своих учеников и помня о том, что наша задача подготовить их к будущему.
В рамках нашей программы теория множественного интеллекта используется как инструмент, помогающий детям освоить необходимые навыки и лучше понять то, что они изучают. Если вы заглянете в наши классы — а мы будем рады видеть ваших читателей среди посетителей школы — вы увидите, что «другие» способности (кроме вербальных и математических) используются здесь гораздо чаще (музыкальные, кинестетические, визуально-пространственные, натуралистические, внутриличностные), чем в «обычной» школе. Тем не менее, мы отталкиваемся от понимания того, что все наши ученики должны учиться читать, писать, считать. И хотя это от нас не требуется, мы сознательно выбираем стандартные способы контроля (тесты) знаний и умений, наши ученики прекрасно с ними справляются и показывают хорошее овладение стандартом.
Однако, гибкость и автономия, которой мы обладаем, имеет и свои минусы. Поскольку мы — независимая школа, каждый год наши родители решают, оставят ли своего ребенка в школе на будущий учебный год: они «голосуют ногами», т.е. если их в школе что-то не устраивает, они свободны выбрать другую. Это заставляет нас быть очень ответственными.

Вопрос 2. Вы говорите, что теория множественности интеллекта – это инструмент, иногда она легко и естественно вплетается в урок, а иногда это сложно сделать. Множественность интеллекта – это повседневный подход к обучению. Существует немало способов использования этого инструмента. Среди них — отдельные задания, направленные на использование/развитие определенного типа интеллекта в рамках урока; учебные центры; проекты. Хотя все, конечно, зависит от целей учителя в конкретном уроке, теме, но можно ли выделить какой-либо доминирующий способ, употребляемый в школе чаще других, который считается педагогами наиболее эффективным и предпочтительным.

Томас Хоэрр. Совершенно верно, все зависит и от учителя и от класса. Хотя, откровенно говоря, пространственный интеллект гораздо легче использовать, т.е. к нему прибегают чаще, чем, например, к музыкальному. И тем не менее, я не думаю, что учителя или дети особенно выделяют какой-либо отдельный тип интеллекта.
Степень использования того или иного типа интеллекта часто обусловлена тем, в чем учитель комфортнее себя чувствует. Например, использовать музыкальный интеллект труднее, особенно если учитель сам не обладает нужным опытом. Работа в учебных центрах1 в данном случае хороший способ решить этот вопрос: учитель организует центры соответственно разным типам интеллекта, и дети осваивают новые навыки и понятия, переходя из центра в центр.
Использовать все типы интеллекта можно также, если учителя работают командой. Некоторые из нас работают за пределами «зоны своего комфорта», задействуя те типы интеллекта, в которых сами не очень сильны. Кроме того, было бы непростительно не упомянуть, что у нас в коллективе есть несколько специалистов в дополнение к основным учителям. Это специалисты по рисованию, исполнительским видам искусства (музыка, движение, драма); испанскому языку, физической культуре, технологии; библиотекарь; учебный специалист (для тех детей, кому нужна дополнительная помощь), школьный консультант.

Вопрос 3. Как выглядит расписание дня в школе, основанной на теории множественности интеллекта? Работа в центрах, над проектом занимает гораздо больше времени, чем обычные задания на традиционном уроке. Отражается ли это как-то на школьном расписании, выделяются специальные дни для работы в центрах или это происходит в рамках обычных уроков?

Томас Хоэрр. У каждого класса свое расписание, и у учителей (а в классе три-четыре учителя) тоже, и оно может меняться. Постоянное расписание на день у специалистов, о которых я упомянул выше. Например, первоклассники могут пойти к специалисту с 10 до 10.25, тогда как время для третьего класса 1.10-1.45 и так далее. Эти занятия в расписании постоянные. В остальное время учитель класса организует основные занятия, например, математикой или обществознанием, интегрируя в них теорию множественного интеллекта. Но надо сказать, что не все занятия построены на основе ТМИ. И хотя мы все время держим множественность интеллекта в фокусе внимания, на некоторых уроках используются и традиционные методы. Следует заметить, что специалисты тоже используют ТМИ. Например, на занятиях по рисованию учитель сосредоточен на развитии определенных способностей, но и в этом случае в обучение он старается интегрировать и другие типы интеллекта.

Вопрос 4. В своей книге Celebrating Every Learner Вы упомянули тематический подход, когда обучение концентрируется вокруг определенной темы года или четверти. Как организуется образовательный процесс при тематическом подходе?

Томас Хоэрр. У каждого класса есть своя тема на учебный год. Мы считаем, использование тематического подхода может связать воедино программу и сделать обучение более осмысленным и значимым для учеников. Тема, конечно же, рождается из интересов учителей — именно они определяют темы — и это означает, что учитель будет работать с большим энтузиазмом и увлечением. А мы ведь знаем — энтузиазм учителя заразителен!
Вокруг этих тем формируется программа; учитель ищет способы, как лучше встроить тему в обучение. Например, в третьем классе вместо абстрактного изучения математических пропорций, учителя рисуют на полу класса силуэт бизона в натуральную величину (бизон — очень важная часть культуры североамериканских индейцев), и дети определяют соотношение своих частей тела к частям тела бизона. Кроме использования логико-математического интеллекта такой подход побуждает детей использовать пространственный, кинестетический, возможно и внутриличностный тип интеллекта, и это все увязано напрямую с общей темой года, в данном случае — «Коренные народы Америки». Ученики предварительно читали книжки о бизонах и обсуждали их, как часть программы обучения по теме, и теперь, на уроке математики они оказались как бы «внутри» самого бизона.
Важный момент при тематическом подходе — подбор материалов для чтения (рассказов, повестей) по теме. Кроме этого экскурсии и гости в классе, связанные с изучаемой темой, дополняют ее изучение.
В детском саду (возраст детей 5-6-лет) есть у нас тема «Наш организм». Дети изучают разные системы организма: систему кровообращения, дыхательную, центральную нервную систему и т.д. и создают в ходе изучения каждой системы ее модель, т.е. собирают модель человеческого тела в натуральную величину. Кульминация — завтрак в конце учебного года в мае с приглашением семей учеников. Дети готовят презентацию «своего беспокойного организма» и объясняют своей семье, как работает каждая система и как они взаимосвязаны.
Тема третьего класса (8-9-летние ученики): «Коренные народы Америки: Хранители Земли». Цель этих занятий — изучение истории и культуры американских индейцев; ученики выбирают племя для исследования, пишут доклады и создают диораму этого племени (где они жили, чем питались, каковы были обычаи и т.п.). В мае в школьном холле ученики у своих диорам представляют результаты исследований, рассказывая гостям школы о племени, жизнь которого они изучали.
Темы для изучения дошкольниками касаются детей вообще, самих учеников и их семей. Маленькие дети эгоцентричны, так что такой выбор тем вполне подходит их возрасту. Темы первоклассников — мир растений и экология, вторые классы изучают присоединение западных земель и великое путешествие на запад Льюиса и Кларка; тема года четвертого класса «Граждане решают все» (начиная с древней Греции и заканчивая современным альтруизмом); тема пятого класса «Со всех уголков» — изучает колониальную Америку, Гражданскую войну и гражданские права; шестиклассники изучают Китай.
Каждая тема яркая и гибкая; даже если тема остается в течение ряда лет, учителя постоянно совершенствуют и дополняют ее. В коллектив приходят новые учителя, и они тоже привносят в темы нашей программы новые идеи.

Вопрос 5. Один из девизов на сайте школы – «Разнообразие без границ». Ясно, что разнообразие учащихся, их личностей, способов безгранично. Чтобы достичь целей развития каждого, учителю необходимо обладать большим разнообразием профессиональных навыков и инструментов. В необычной школе должны быть необычные учителя. Выдвигаете ли Вы какие-либо особые требования учителю при приеме на работу в школу?

Томас Хоэрр. Мы используем разработанную нами форму заявления о приеме на работу, которая уже побуждает учителя проявить творчество. Если заявление прошло отбор, кандидат приглашается на собеседование с учителями и администрацией школы. Например, если открывается новый второй класс, в собеседовании принимают участие педагоги, работающие с детьми этого возраста.

      Мы очень верим в коллегиальность и сотрудничество в коллективе, учителя учатся вместе и друг у друга, и потому для нас важно, чтобы педагоги школы участвовали в приеме на работу новых коллег. Почти все кандидаты проходят два и более собеседования.

Вопрос 6. Говоря на сайте школы о методической подготовке учителей, Вы упомянули преподавательские комиссии/объединения, которые являются непосредственными двигателями развития коллектива, и каждый учитель обязан участвовать в работе хотя бы одного. Не могли бы Вы привести примеры этих объединений и сказать несколько слов о содержании их деятельности в профессиональном развитии педагогов.

Томас Хоэрр. У нас постоянно работает комиссия (объединение педагогов) по теории множественности интеллекта (ТМИ), и задача этой группы учителей поддержка и методическая помощь в использовании теории множественного интеллекта в обучении. В прошлом году основной темой были методы использования ТМИ при обучении математике и письму. В этом году работа объединения сосредоточена на разработке профиля множественного интеллекта ученика и, опять же обмене опытом и приемами использования ТМИ на уроках.
В школе постоянно работает Diversity Committee («Все мы разные»). Как понятно из названия, цель этого объединения — поддержка педагогов, работающих в классе с детьми разных национальностей (а, как правило, с этим сталкивается каждый). Учителя читают литературу, изучают культуру наций, делятся опытом и идеями. Коллектив учителей тоже разнородный и работа этого объединения помогает нам строить взаимоотношения в коллективе. Как и наши ученики, мы все разного расового, этнического, социально-экономического происхождения, разной религиозной, политической ориентации, а это означает, что сначала мы сами должны научиться работать вместе единым коллективом и помогать друг другу.
В последние два года у нас появилось новое педагогическое объединение «Друзья в критической ситуации». В эту группу намеренно входят только педагоги, администраторов в ее составе нет, чтобы учителя могли чувствовать себя свободно, открыто делиться трудностями и проблемами в работе и оказать друг другу необходимую помощь. Иногда на такие встречи педагоги приносят видеозаписи своих уроков и просят совета коллег. В работе этой группы учителя следуют определенным правилам анализа и оказания помощи.
В прошлом году работа большинства объединений была сосредоточена на проблемах оценивания достижений ученика, взаимодействия с родителями и педагогической помощи друг другу. Очень часто в объединениях обсуждаются конкретные вопросы программы по математике, письму или обществознанию и др. А бывает, что группы собираются и для решения насущных бытовых проблем, например, как заработать на нашей «Зеленой Крыше».

Вопрос 7. Без профессионального развития и самосовершенствования нет хорошего учителя. В вашей школе для профессионального развития педагога выделяется полторы недели перед началом нового учебного года, и несколько методических дней в течение года. Понятно, что этого бывает недостаточно, и хороший учитель тратит много личного времени на собственное развитие. Тем не менее, что входит в недельную методическую подготовку в августе, осуществляется ли она силами школьных педагогов или приглашаются специалисты? Какие еще формы профессионального развития доступны учителям в школе?

Томас Хоэрр. Качество учителя — самый важный фактор, определяющий качество школы, и поэтому профессиональное развитие педагогов — ключ к успеху школы и ее учеников. Полторы недели в августе до начала учебного года разделены на две части: время для подготовки классов, встреч учителей и обсуждения вопросов, предлагаемых администрацией. Мы знаем, учителю всегда не хватает времени для того, чтобы подготовить класс и подготовиться самим. Но мы также понимаем необходимость обсуждения некоторых вопросов, от решения которых выиграют все. Например, в августе прошлого года мы пригласили на несколько дней психолога и начинали каждый день с командного тренинга. Как вы понимаете, работа слаженной команды особенно важна для школы, в основе образовательного процесса которой лежит признание одинаковой важности разных типов интеллекта ее учеников, потому создание такой команды заслуживает внимания и усилий.
Мы также рассматриваем проблемы разнородности коллектива педагогов и школьников, аспекты применения теории множественного интеллекта, обсуждаем выявленные случаи (если таковые есть) плохого обращения с детьми; вопросы планирования (совместно с советом попечителей). Хорошая еда, как известно, придает энергию и вращает мир. В первый день после каникул мы устраиваем легкий Завтрак Встречи, это время порадоваться встрече друг с другом и обменяться летними впечатлениями. Я часто организую виды деятельности, которые заставляют учителей использовать свои способности (типы интеллекта). Кроме этого, в один день устраивается общий ланч и, конечно же, угощение мороженым.
Кроме упомянутых выше объединений, учителя посещают различные мастерские и конференции. Например, за несколько последних лет около 80% учителей нашей школы были участниками конференции по сингапурской математике (популярная программа обучения математике, разработанная в Сингапуре, прим. переводчика). Время от времени наши учителя посещают другие школы, знакомятся с их опытом. Это всегда продуктивно (и следует почаще это делать!). Я часто предлагаю учителям так называемую «Читательскую группу» (каждое лето, а иногда и в течение учебного года), когда мы знакомимся с интересными книгами. Прошлой осенью мы всем коллективом читали и обсуждали книгу Пола Тафа «Когда дети успешны».
Но эффективнее всех семинаров и мастерских для профессионального развития учителя его «голод» и собственный поиск — что еще он может сделать для своих учеников, как улучшить свое преподавание. В конце концов, именно это и привело нас к теории множественного интеллекта!
Меня часто спрашивают, на каких курсах мы изучаем применение ТМИ в обучении, но реальность такова, что мы учимся сами и учим друг друга. Наряду с деятельностью школьного методического объединения по ТМИ такая работа происходит внутри параллели, в микрогруппах.

Вопрос 8. Наверное, самый трудный, но важный вопрос — вопрос учительской мотивации. Мотивы и результаты непосредственно связаны. Низкая мотивация – низкий результат. Образовательный процесс, основанный на теории множественности интеллекта, требует от учителя много интеллектуальных сил, энергии и энтузиазма. Каковы механизмы поддержки учителя и его мотивации в Вашей школе?

Томас Хоэрр. Это очень хороший вопрос, и Вы правы: мотивация и увлеченность учителя очень важны. Я не знаю, есть ли формула учительского энтузиазма (если есть, поделитесь со мной!). Но вот, что я думаю по этому поводу:
Во-первых, применение теории множественности интеллекта ведет не только к успеху учеников, это и учителя делает успешнее. Каждый учитель хочет видеть хорошие результаты своих учеников, и если в основе обучения лежит признание многообразия способностей ребенка, дети учатся с большим интересом и больше детей учится. Учитель видит это, что само по себе уже мотивирующий фактор.
Во-вторых, применение теории множественности интеллекта побуждает учителя к творчеству, а не просто выполнению плана урока; использование ТМИ требует от учителя немалых усилий, опыта и креативности при разработке уроков. Да, учитель, применяющий ТМИ, должен быть более изобретательным, творческим, и я знаю, он вкладывает в это огромный труд. Но и отдача от этого труда гораздо большая.

Вопрос 9. Экзюпери сказал: «Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Для учителя эта память детства особенно важна, понимание ребенка определяет успешность выстроенного учителем образовательного процесса. Что помогает вашим учителям не забывать, что они когда-то сами были детьми?

Томас Хоэрр. Мы много говорим о радостном обучении в нашей школе. Детям должно нравиться учиться, даже не смотря на то, что это порой трудно. И правда, часто в своих выступлениях на конференциях я упоминаю «коэффициент улыбок» в школе. Когда идешь по школе или заглядываешь в класс, становится очевидно, что и дети и учителя сюда ходят с удовольствием! Но это не означает, что в школе слишком легко или в ней меньше спрос. Это означает, что детям интересно с учителями. Нашим учителям приходится очень много работать, но я знаю, что и удовольствие от работы они получают большое! Они видят плоды своих усилий и понимают, что многое меняют в жизни каждого ребенка.

Вопрос 10, предложенный самим Томом Хоэром:
Учителя других школ, приходя к нам на семинары и конференции, непременно задают и еще один вопрос, воспользуюсь случаем и отвечу на него и здесь.

Спрашивают следующее: «New City School очень отличается от школы, в которой я работаю. Насколько реалистично в обычной школе использовать теорию множественности интеллекта так, как это делает ваш коллектив?»
Я часто в этом случае говорю: «Думайте не о том, что мы такого делаем, что вам недоступно. Вместо этого подумайте, что из увиденного здесь можно перенести и в опыт вашей школы?»
У New City School много преимуществ, мы используем теорию множественности интеллекта в образовательном процессе с 1988 года. И тем не менее, многое из того, что мы делаем, возможно в любой ситуации, главное, чтобы у учителя было желание это делать!

Интервью взяла О.Евстифеева, 2013 г. 

Опубликовано в журнале Эксперимент и инновации в школе, выпуск № 5 | 2013







Комментариев нет:

Отправить комментарий