25 июля

И узнаете их по следам их...

(я не кощунствую, я просто перефразирую, исходя из сегодняшних реалий и нашей тематики)

Когда слышишь слово "портфолио", то, как правило, представляется увесистая папка с кучей файлов, нууу, примерно такая, которую учителя еще совсем недавно (!) готовили к аттестации...теперь готовят сайты...

Определений портфолио можно найти много и разных, да и перестали мы уже их искать, так как и слово и само понятие уже прочно вошли в жизнь. Но вот зацепилась в голове одна мысль, спровоцированная вопросами домашнего задания 3. И возникла необходимость еще раз обратиться к толкованию. 


В методических рекомендациях (Панюкова С.В., Гостин А.М. Кулиева Г) имеются такие определения:
"Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений человека в определенный период его деятельности."

"Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующих его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и 
тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня
профессионализма. Портфолио педагога - это не только информация о нем, о его семье и увлечениях в свободное от работы время, это коллекция работ, это способ фиксирования, накопления, демонстрации и оценки индивидуальных или коллективных достижений педагога и его обучаемых в той или иной области. Портфолио – это результаты деятельности педагога, который связывает отдельные аспекты результатов его работы в более полную картину." (Там же)

Создание портфолио преследует определенную цель, и соответственно, тип портфолио определяется этой целью. 
Создание портфолио -  довольно трудоемкий и длительный процесс, предполагающий, в первую очередь, рефлексию и анализ, отбор, способы предъявления отобранного и технологические навыки для этого. Портфолио должно быть у каждого профессионала, трудно не согласиться с этим. Лучше, когда это действительно методическая копилка, да еще и интерактивная, приносящая пользу другим. Но на это времени обычно не хватает и чаще портфолио создается именно формально, для оценки формальной, аттестации. Угробить уйму времени раз в пять лет, чтобы комиссия вынесла вердикт :(. 

Но вот от этой грустной мысли потянулась ниточка рассуждений...сама пока не знаю куда...

В ходе своей профессиональной деятельности (возьмем образование) люди производят множество операций, различных действий (теперь уже многое онлайн): разрабатывают ЭОР, проводят курсы (в т.ч. и неформальные!), выступают с докладами, пишут конспекты, собирают материалы (в первую очередь для своих целей), делают закладки, обмениваются идеями и прочая, и прочая.... не все и не всегда успевают пронанализировать, связать все, оценить, обработать и привести в удобоваримый вид (например, сайта, сборника материалов, того же портфолио)... а следы в сети остаются....

Если отследить человека (допустим, какой-либо узел собственной ПУСети) в этой самой сети, то нам становится доступной разнообразная (но не исчерпывающая :)) о нем информация, отражающая и его профессиональные интересы и, в ряде случаев, результаты его труда (понятно, что далеко не вся информация находится в открытом доступе). 

Портфолио - требование времени. Его основное назначение - оценка и презентация. Реже рефлексия и анализ собственных результатов деятельности, процесса развития, в т.ч. профессионального. Но если подходить к портфолио с точки зрения нашего курса....
...если мы все чаще говорим о неформальном образовании, неформальных формах повышения квалификации... Почему не вести речь о неформальном портфолио?
Ведь уже сейчас иногда достаточно набрать имя человека в поисковике и откроется приличный (ну или не очень :() список ссылок, дающий о его деятельности определенное представление. И оно укладывается примерно в такую схему:





Посмотреть в полном размере 

Если обратиться к структуре типичного портфолио, то здесь мы найдем отражение практически всего, что нужно. Существенный недостаток - разброс в пространстве интернета (портфолио - "портфель", где все собрано в одну кучу.... кстати, в такой карте можно все для конкретной персоны (которая в нашей ПУСети) увязать воедино ссылками и ...получить все в одной куче :) Ведь нам портфолио важно не с точки зрения формально-оценочной цели, а "для сотрудничества".... И получить подборку "неформальных портфолио"... или это уже будет смахивать на картотеку сегментов нашей ПУСети... 

Непричесанные мысли и непричесанная схема... нужен "стилист".


9 комментариев:

  1. А, помните, мы на прошлых курсах говорили о цифровом шлейфе в сети? Инструменты учебной аналитики будут автоматически собирать наши сетевые шлейфы и делать сводки, пытаться представить для нас же общую картину. Конечно, это можно сделать и для другого человека, так сказать, "пробить в сети". Но здесь встает этический вопрос. Все-таки, мы и только мы должны делать сводки на себя. Поэтому, да, можно посмотреть другого в сети, но каждый другой должен сам ставить окончательную точку в представлении себя. Учебная аналитика ведь тоже "всего лишь" примеряет к нам свои алгоритмы, а что человек думает, что весь этот массив в сети значит с точки зрения его собственной жизни, его переживаний и убеждений... это все может рассказать лишь он, лично, поэтому и нужно портфолио. И поэтому же оно нужно нам в первую очередь -- понять себя, осознать в себе профессионала, взаимодействуя с другими профессионалами, участвуя в "игре", определяющей саму профессию, ее смыслы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...а коннективизм описывает процесс обретения собственного смысла, путем встраивания своих "слов" в сетевое, связное, распределенное знание.

      Удалить
    2. "Конечно, это можно сделать и для другого человека, так сказать, "пробить в сети". Но здесь встает этический вопрос."
      Согласна. Но речь не об этом. Посмотрев/проследив этот "шлейф в сети" определенного человека практически можно получить примерно тот же эффект, как от просмотра официального портфолио, я об этом. Как и Ренат Камалов о библиотеке http://moockamalovrr.blogspot.ru/ Я не права?

      Удалить
    3. Правы! Я только что написал комментарий Ренату, возможно, Вам будет тоже интересно.

      Удалить
  2. Спасибо, Ольга, за побуждение к размышлениям

    1. Неформальный распределённый в Сети портфолио. С молодости привык собирать конспекты, заметки по статьям и т.п. в свой архив. С 1990 г. накапливаю архив на компьютере. В последнее десятилетие практически всё идёт в Сеть (хотя копии собираю на компе). Всё вместе теперь называю "портфолио" и постепенно перевожу архивные рукописные и на печатной машинке записи в "облака" (ещё одно модное выражение, заменившее "Интернет", www).
    Уже давно не создаю материалы для "аттестации": портфолио веду для себя и коллег, а не для проверяющих. Если угодно, назовём этот персональный архив в www "неформальным", распределённым (или "рассыпным"?). Кроме своих авторских записей, собираю в архив (в "избранное" в браузере, медиатеку на персональном компьютере) рефераты и аннотации первоисточников по интересующей меня проблематике. Третья часть моего портфолио - это отзывы на мою деятельность и публикации (наконец, выложил в сеть на 4portfolio.ru: ссылки в http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/07/blog-post_25.html). Наконец, четвёртая часть портфолио - это индивидуальный пакет используемых веб-сервисов.

    2. Всё, что выложил в www (и что выложили без моего ведома, нередко даже без фамилии :(, это база знаний. В конкретных ситуациях (например, на нашем семинаре) из этой БЗ отбираю релевантное и составляю список ссылок. Это - указатель по случаю. Такие указатели преодолевают "разброс в пространстве интернета". Согласен с Иваном, что "мы и только мы должны делать сводки на себя", ибо такие сводки и передают авторское знание, а не просто набор данных.

    3. Как авторский указатель ссылок на свои материалы в сети отличается от результатов поиска в общих поисковиках? Здесь обращаю внимание на выбор своего ника: если он уникален, то выборка в общем поисковике гораздо полнее, а результат получаем быстрее, чем если ищем просто по ФИО. Например, с 2007 г. в www регистрируюсь как vann1936. И сегодня в поисковиках получаю более полный результат, чем на "Анненков" в разных сочетаниях с именем и отчеством.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Распределённый вебпортфолио как копилка в течение всей жизни и авторские указатели к ней в текущих проектах.

      Приглашаю обсудить такое понимание портфолио не для аттестации и проверяющих, а для автора и его коллег.

      Удалить
    2. Если рассмотреть этапы развития портфолио от бумажного, электронного портфолио - витрины, портфолио, как часть автоматизированной системы автоматизации управления учебным процессом до веб-портфолио, то можно сделать вывод о том, что появление специализированных платформ для ведения веб-портфолио и было вызвано необходимостью ведения непрерывного портфолио, которое не зависело бы от программного обеспечения конкретного учебного учебного заведения и при переходе из одного заведения в другое оставалось бы с автором, а не на ресурсе школы или вуза, который закрывается для тех, кто его покинул.

      Удалить
  3. Доброе воскресенье, Владимир Владимирович, Светлана Валерьевна, спасибо за комментарии.
    Идея непрерывного портфолио замечательна, благо в наше время есть множество инструментов для этого. Привычка и навык все систематизировать смолоду, постепенно создавая архив или "архивное/накопительное" портфолио - бесценные качества. Только вот формируются не у всех... "Где засеяно что, не помню..." - типично для многих. Пожалуй, осознанно портфолио (образовательное, накопительное) создается тогда, когда у человека есть осознанная поставленная им цель. Когда есть идея, которая "не дает спать", мобилизует энтузиазм и профессиональная деятельность начинает подчиняться ей. Нет идеи, и портфолио собирается "для проверяющих".

    ОтветитьУдалить
  4. Очень понравился знак вопроса с центре схемы "Неформальное портфолио?"
    Может быть добавить "формальное портфолио!" и определить точки соприкосновения и то, что останется по обе стороны от пересечения множеств. Боюсь только, что данная задача слишком трудоемка.

    ОтветитьУдалить