воскресенье, 20 июля 2014 г.

Вопрос порождает вопросы

Добрый день всем участникам курса

Начав изучать источники ко второй теме о персональной профессиональной сети, зацепилась в публикации Марины Алексаненковой за некоторые моменты:

1. Упоминание опроса старшеклассников: "только 10% сказали, что готовы поменять очное обучение на дистанционное". 
Я думаю, что разгадка не только в том, что тусоваться в школе им интереснее. Тут есть и другая проблема. В свое время мы посвятили несколько лет проблемам индивидуализации образовательного процесса в школе, начав с младших школьников (стратегию и тактику пропущу :)). И вот эти дети постепенно из года в год обучались соответствующим навыкам, проучились ряд лет в условиях сотрудничества, сотворчества, самостоятельности и всяких прочих "со-" в удобном (индивидуальном) для них темпе и прочая и прочая.... пока росли и учились с энтузиазмом... Выросли. К старшим классам мы обнаружили, благодаря наблюдениям и опросу, чуть ли не обратный результат: едва третья часть из них была готова и желала пользоваться предоставленными им возможностями. И знаете, в чем был их ответ? "Напрягаться надо больше", чем при традиционном привычном классно-урочном обучении.

То же самое, на мой взгляд, имеет место и при дистанционных формах и в рассматриваемом нами всеми в данный момент сетевом обучении, да и к профессиональному развитию проблема имеет тоже прямое отношение. 
Надо напрягаться. 
Чтобы найти "свои узлы" в сети, чтобы удержать эти ниточки-связи. Ведь нельзя только брать от сети, нужно и что-то давать, иначе ты не в сети, а на обочине...или сеть твоя будет дырявой...и не получится взаимовыгодного взаимодействия.

2. "В сети значительно комфортнее, быстрее, объемнее..."

Комфортнее тому, кто привык напрягаться, тратить силы и время на самообразование, ставить цели, организовывать свою деятельность, анализировать собственные результаты. Тому, кто "объявил профессиональное развитие своим делом" (очень мне понравилось!). А отсюда следует, что каждый (член, узел, ячейка сети, как хотите назовите) для того, чтобы достичь своего результата и получить максимум от сетевого общения/обучения, от своей персональной сети должен уметь осуществить определенный алгоритм обучения on demand. А эти умения еще и обусловлены технологическими, организационными, коммуникативными умениями и навыками и личностными качествами, такими как целеустремленность, упорство в достижении своих целей и т.п.). Иными словами, все это требует от личности навыков более высокого порядка

Кроме того, реализуя свои потребности "в признании, в виртуальной социализации, в личностном росте", "получая удовольствие от процесса", делясь продуктом своего знания, осмысливая, структурируя его, трансформируя в некий новый продукт, член/узел/ячейка :)) подпитывает свою сеть, улучшая и свое качество, и способствует наращиванию качества других", а это тоже действия более высокого порядка. 

Вот и наклевывается при беглом поверхностном рассмотрении вопроса второй темы - не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня? -  на него ответ: думаю, не переоценивают. В такой постановке вопроса скорее кроется намек на ее недооценивание.

Задумалась над вопросами:
О чем говорит наличие у человека персональной учебной сети? 
У каждого ли она есть? 
Что определяет ее содержание, качество и эффективность? 
Что нужно для того, чтобы научиться создавать умные комнаты и собственные сети? (не пример ли тому настоящий курс? как быстро распадутся эти связи...если они образовались...после окончания курса?). 
Как изменить соотношение 80 на 20 в пользу умных комнат, а не тех сетей, что "делают нас удручающе тупыми"?.
И как перенести это все на старшую школу...ибо сеем мы семена...(хочется надеяться)..и хочется вырастить внутреннюю мотивацию.


5 комментариев:

  1. "Напрягаться надо больше", чем при традиционном привычном классно-урочном обучении. - согласна с этим высказыванием вашими учениками, многие подсознательно боятся, что они потратят больше времени на самостоятельное освоение знаний, но наши не высказали такой версии, хотя может и подразумевали.

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга, я думаю, к Вашему сообщению подойдет комментарий, который я оставил в блоге у Марины Алексаненковой: http://corazvit14.blogspot.com/2014/07/skype.html

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Браво, Ольга! "Напрягаться надо больше"- этот диагноз трудностей относится не только к школьникам в дистанционном обучении, но и к взрослым в быстро меняющейся среде динамичного Мира. Если ты - потребитель, то тебе достаточно "коннективизма" для персональной тусовки (сколько "друзей" у многих из молодёжи начала ХХ1 века - не десятки, а сотни и тысячи). Просмотреть результаты такого количества "друзей" и взять подходящее для своего развития, может, и хватит времени в сутках. А вести с ними "развивающие диалоги? Создавать оригинальный продукт сообща?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Владимир Владимирович, спасибо за комментарий. Так ведь, наверно, "коннективизм" коннективизму рознь. Ежели плясать от значения "подключиться/присоединиться" (connect), то получится потребительское отношение: пробежал по контактам, поискал, что надо, по потребности "зацепил". А если идти от значения "связывать, объединять, налаживать контакты, выстраивать связи" (connect), т.е. образовывать узлы и прочно держать нити - вести диалог, создавать сообща продукт - то уже смысл меняется на созидательный :). Но это я играю словами... и в процессе понимаю, что термин широкий и может отражать разные модели взаимодействия с сетью, ее выстраивания. А модели эти, думаю, зависят от целей, потребностей и уровня развития каждого, кто включается в сеть.

      Удалить