четверг, 24 января 2013 г.

Сила самообразования. Взгляд Ш.Шокена


Образование во все времена было предметом жарких дискуссий, эпохи сменяли друг друга, но неизменными оставались вопросы о целях, методах,  средствах образования и его результатах (качестве). В сегодняшнем открытом мире как никогда возросла роль самообразования.  И таких возможностей, какие есть сегодня у человека для самообразования "не выходя из дома", мир ранее не видел: свободный доступ к массивам информации, множество инструментов и ресурсов для выстраивания персональной учебной среды,  наличие/создание сетей для обучения, взаимообучение (спонтанное или целенаправленно организованное), доступность общения (непосредственно или опосредовано) с профессионалами высокого класса, экспертами.

Для качественного ("превосходного" - Шокен) образования необходим ряд известных условий. Но я все больше и больше склоняюсь к тому, что оно во многом определяется именно самоорганизацией, самоисследованием, самообразованием, саморазвитием и еще многими "само".

Среди обсуждаемых в CEOW докладов более всего зацепил четвертый - Шимона Шокена "Самоорганизующиеся компьютерные курсы". Захотелось вернуться и к самому выступлению (возможно еще и не раз) и к вопросам. Вот вопросы (и мои на них твит-ответы):


В22. Может ли самоучка, "прошедший" курс Шокена-Нисана, приобрести систематическое знание и квалификацию (в конкретной области)?

Сколько самоучек в истории человечества доказали возможность результата самообразования, несравнимого с академическим обучением... "Самообразование, самоисследование, саморазвитие — всё это залог превосходного образования" (Ш.Шокен)

В23. Каким требованиям должны отвечать программа и учебно-методические материалы, чтобы повторить эффект курса NAND2Tetris?

Ответ в речи Шокена: создавать атмосферу и содержать "ресурсы, которые пробудят врождённую способность к самостоятельному обучению"; вести ".. студентов по тропе реализации непростых проектов, последовательно наращивая набор микросхем (Шокен)

В24. При каких условиях педагог, "создающий атмосферу и предоставляющий ресурсы", эффективнее педагога, обучающего непосредственно?

Если он дает ученику "ощущение своих возможностей".
Это, на мой взгляд, лучший способ мотивировать ученика.

(а вообще к вопросу о 
качествах педагога 21 века - интересная схема Эндрю Черча здесь)

В25. Как научиться "окружать себя превосходными людьми", если в школе и вузе нас окружают случайные люди?

Научившись понимать собственные устремления, ставить перед собой цели и видеть: чему и у кого я могу учиться.

В26. Можно ли утверждать, что выпускник (обученный), который неспособен учиться самостоятельно, получил хорошее образование?

Хорошее образование при неспособности учиться самостоятельно? Сомнительно.

В27. Что нужно студенту для того, чтобы видеть "лес" за учебными планами из "бревен"?

Понимать свои цели (зачем мне этот курс), быть "влюбленным в процесс познания".

(Вообще если вести речь об эффективности подобных открытых курсов, понятно, что она будет определяться совокупностью ряда факторов, среди которых готовность студента - читай, человека обучающегося, наличие/определенный уровень развития ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных компетенций - играет далеко не последнюю роль. Открытый курс для самообразования, а процессом своего образования нужно "уметь управлять"). 

В28. Чем мы заполним освободившееся время, если новые технологии позволят осваивать содержание быстрее и раньше? 

Развитием нового содержания, которое будет роиться в "освободившихся" головах :) Творчеством.  "Ощущение своих возможностей — это великолепно, и я бы повторил это снова".


Еще несколько фрагментов (важных для меня) из выступления Шокена:

"...педагог совсем не обязательно должен учить. Он может создать атмосферу и предоставить ресурсы, которые пробудят нашу врождённую способность к самостоятельному обучению. Самообразование, самоисследование, саморазвитие, — всё это залог превосходного образования".

"...Если мы хотим, чтобы наши студенты понимали, как работает компьютер, и понимали это до мозга костей, тогда, возможно, лучший путь лежит через создание полностью работающего, многофункционального компьютера, с соответствующим аппаратным и программным обеспечением, с нуля, основываясь на базовых принципах".

(Тут я увидела аналогию с подходами к развитию детской одаренности А.В.Хуторского (http://khutorskoy.ru/books/index.htm): создание учеником личностно-значимого образовательного продукта, а затем предъявление ему культурно-исторического аналога - путь к собственному образованию, заставляющий мыслить, осознавать свои образовательные потребности, ставить цели, организовывать  собственную деятельность и анализировать ее результаты).

В ходе освоения открытого курса Ш.Шокена студенты "получили (образовательный) опыт, который изменил их жизнь". 

Качество образования достигается тогда, когда люди "не беспокоятся об оценках. Они это делают по собственному желанию. Они влюблены в процесс познания". Вот эта влюбленность в процесс познания - одна из движущих сил самообразования, и единственная, приводящая к достижению наивысшего результата. Откуда она берется, как и когда формируется...другой непростой вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий