четверг, 17 января 2013 г.

Головоломка от Сугаты Митры

Сегодня третий день интересного обсуждения в открытом онлайн курсе "Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире".

Курс затрагивает ряд важных проблем образования в сегодняшнем открытом мире, так не похожем на вчерашний, где образование ассоциировалось с школьным классом/университетской аудиторией, библиотекой, дискуссией с преподавателем или учебной группой. Сегодня оно (образование) вышло далеко за эти рамки...собственно и рамками его ограничить сложно - практически безграничный доступ к информации, широкие масштабы взаимодействия в социальных сетях, самообучение, взаимообучение. 


 Третий день - обсуждение вопросов, вызванных выступлением Сугаты Митры о самообразовании, самообучении. Свои ответы решила перенести в блог, т.к. некоторые из вопросов  мне особенно интересны.




Самообучение - естественный процесс человеческого познания и совершенствования личности. Вместо взращивания навыков, способных повысить его продуктивность, развития умений самомотивации в школе часто происходит обратное. О роли учителя при организации само и взаимообучения уже много говорилось (например, в трудах В.К.Дъяченко, но и не только)


ВОПОРОС 16. Учитывая значение доступа к ПК, чьим инструментом он должен быть в первую очередь: учителя или ученика?

Этот инструмент необходим обоим: учителю для создания/курирования обучающей среды, само и профессионального развития, продуктивного взаимодействия учитель-ученик-профессиональная сеть; ученику для тех же целей на своем уровне: школьная учебная среда, персональная учебная среда, личностное развитие, сотрудничество и взаимодействие, взаимообучение. 

ВОПРОС 17. Может ли улучшение качества обучения англ. языку в школе стать ключом к повышению общего уровня образования наших школьников? 

Знание языков, несомненно, расширяет образовательную среду (персональную, в первую очередь). Нужно не просто обучение языку, а обучение в непосредственном применении, когда язык становится инструментом в познавательной деятельности. Об этом я уже размышляла в статье «Язык как инструмент познания» на Пестром глобусе педагогики и здесь* есть иллюстрация к вопросу. 

Это взаимозависимые процессы - чем больше используем язык для познавательной деятельности, тем более совершенствуем его, чем увереннее становится знание языка, тем шире образовательные возможности и персональная учебная среда.


ВОПРОС 18. Достаточно ли открытого доступа и высокой самоорганизации для качественного образования, невзирая на "удаленность"?


Теоретически, при высокой мотивации – да. В большинстве случаев необходим «вдохновитель и организатор» и, конечно же, СОТРУДНИЧЕСТВО


ВОПРОС 19. Развитие навыков самоорганизации = главный вектор образования в XXI веке? 


Пожалуй, это качество актуально всегда. Но в условиях скоростного цифрового века, лавины информации, открытого мира особенно. Я бы добавила - ценностно-смысловые компетенции плюс самоорганизация.


ВОПРОС 20. Вы согласны с тем, что проблемы школы связаны с низкой мотивацией учителей? Коррелирует ли она с зарплатой / статусом школы? 


В общем, да (согласна с п.1), прямая связь между мотивацией учителя и результатами его деятельности. Хотя можно обсуждать и весь комплекс проблем и взвешивать, какие из них более влияют на ту же мотивацию и соответственно результативность школьного образования, но все дороги ведут к учителю. Часто говорят: «создайте условия учителю». Есть множество примеров прекрасных результатов при минимальных условиях. Есть парадокс – при высоких ресурсах минимальная мотивация («чем выше ресурсы, тем ниже мотивация»), при очевидной эффективности одних методов*, школа в массе своей придерживается средневекового объяснительно-иллюстративного, т.к. другие требуют бОльшего напряжения и мастерства…а, следовательно, и мотивов к самосовершенствованию и развитию.

ВОПРОС 21. Если учителей, которых можно заменить машиной, вдруг начнут заменять, какие качества позволят им стать незаменимыми? 

Человеческие. Плюс: способность видеть индивидуальность и адекватно реагировать, создавая соответствующую образовательную среду, способность к сотворчеству и совместному с детьми познанию/развитию, а это влечет за собой переход учителя на более высокую ступень понимания и учеников и себя самого, следовательно, и на иную ступень организации обучения детей и далее по спирали. Учитель – мастер, машина - инструмент в руках мастера.

================
Пестрый глобус педагогики по не зависящим от меня причинам прекратил свое существование и я не смогла спасти многие из его материалов. Более того, домен позднее был скомпрометирован мошенниками. Мне очень жаль, но это одна из неблаговидных сторон интернета и (увы, человека), я приношу извинения читателям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий