Сегодня третий день интересного обсуждения в открытом онлайн курсе "Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире".
Курс затрагивает ряд важных проблем образования в сегодняшнем открытом мире, так не похожем на вчерашний, где образование ассоциировалось с школьным классом/университетской аудиторией, библиотекой, дискуссией с преподавателем или учебной группой. Сегодня оно (образование) вышло далеко за эти рамки...собственно и рамками его ограничить сложно - практически безграничный доступ к информации, широкие масштабы взаимодействия в социальных сетях, самообучение, взаимообучение.
Третий день - обсуждение вопросов, вызванных выступлением Сугаты Митры о самообразовании, самообучении. Свои ответы решила перенести в блог, т.к. некоторые из вопросов мне особенно интересны.
Самообучение - естественный процесс человеческого познания и совершенствования личности. Вместо взращивания навыков, способных повысить его продуктивность, развития умений самомотивации в школе часто происходит обратное. О роли учителя при организации само и взаимообучения уже много говорилось (например, в трудах В.К.Дъяченко, но и не только)
================
* Пестрый глобус педагогики по не зависящим от меня причинам прекратил свое существование и я не смогла спасти многие из его материалов. Более того, домен позднее был скомпрометирован мошенниками. Мне очень жаль, но это одна из неблаговидных сторон интернета и (увы, человека), я приношу извинения читателям.
Курс затрагивает ряд важных проблем образования в сегодняшнем открытом мире, так не похожем на вчерашний, где образование ассоциировалось с школьным классом/университетской аудиторией, библиотекой, дискуссией с преподавателем или учебной группой. Сегодня оно (образование) вышло далеко за эти рамки...собственно и рамками его ограничить сложно - практически безграничный доступ к информации, широкие масштабы взаимодействия в социальных сетях, самообучение, взаимообучение.
Третий день - обсуждение вопросов, вызванных выступлением Сугаты Митры о самообразовании, самообучении. Свои ответы решила перенести в блог, т.к. некоторые из вопросов мне особенно интересны.
В15. Дети обучают самих себя: крайняя мера или дополнительная возможность? #ceow13
— CEOW13 (онлайн-курс) (@ceow13) января 16, 2013
Самообучение - естественный процесс человеческого познания и совершенствования личности. Вместо взращивания навыков, способных повысить его продуктивность, развития умений самомотивации в школе часто происходит обратное. О роли учителя при организации само и взаимообучения уже много говорилось (например, в трудах В.К.Дъяченко, но и не только)
ВОПОРОС 16. Учитывая значение доступа к ПК, чьим инструментом
он должен быть в первую очередь: учителя или ученика?
Этот инструмент необходим обоим: учителю для создания/курирования
обучающей среды, само и профессионального развития, продуктивного
взаимодействия учитель-ученик-профессиональная сеть; ученику для тех же целей
на своем уровне: школьная учебная среда, персональная учебная среда, личностное
развитие, сотрудничество и взаимодействие, взаимообучение.
ВОПРОС 17. Может ли улучшение качества обучения англ. языку
в школе стать ключом к повышению общего уровня образования наших школьников?
Знание языков, несомненно, расширяет образовательную
среду (персональную, в первую очередь). Нужно не просто обучение языку, а
обучение в непосредственном применении, когда язык становится инструментом в
познавательной деятельности. Об этом я уже размышляла в статье «Язык как инструмент познания» на Пестром глобусе педагогики и здесь* есть иллюстрация к вопросу.
Это взаимозависимые процессы - чем больше используем язык для познавательной деятельности, тем более совершенствуем его, чем увереннее становится знание языка, тем шире образовательные возможности и персональная учебная среда.
Это взаимозависимые процессы - чем больше используем язык для познавательной деятельности, тем более совершенствуем его, чем увереннее становится знание языка, тем шире образовательные возможности и персональная учебная среда.
ВОПРОС 18. Достаточно ли открытого доступа и высокой
самоорганизации для качественного образования, невзирая на
"удаленность"?
Теоретически, при высокой мотивации – да. В
большинстве случаев необходим «вдохновитель и организатор» и, конечно же,
СОТРУДНИЧЕСТВО
ВОПРОС 19. Развитие навыков самоорганизации = главный вектор
образования в XXI веке?
Пожалуй, это качество актуально всегда. Но в условиях скоростного
цифрового века, лавины информации, открытого мира особенно. Я бы добавила - ценностно-смысловые
компетенции плюс самоорганизация.
ВОПРОС 20. Вы согласны с тем, что проблемы школы связаны с
низкой мотивацией учителей? Коррелирует ли она с зарплатой / статусом школы?
В общем, да (согласна с п.1), прямая связь между мотивацией учителя и результатами его деятельности. Хотя можно обсуждать и весь комплекс
проблем и взвешивать, какие из них более влияют на ту же мотивацию и
соответственно результативность школьного образования, но все дороги ведут к
учителю. Часто говорят: «создайте условия учителю». Есть множество примеров
прекрасных результатов при минимальных условиях. Есть парадокс – при высоких
ресурсах минимальная мотивация («чем выше ресурсы, тем ниже мотивация»), при
очевидной эффективности одних методов*, школа в массе своей придерживается средневекового
объяснительно-иллюстративного,
т.к. другие требуют бОльшего напряжения и мастерства…а, следовательно, и мотивов к самосовершенствованию и развитию.
ВОПРОС 21. Если учителей, которых можно заменить машиной,
вдруг начнут заменять, какие качества позволят им стать незаменимыми?
Человеческие. Плюс: способность видеть индивидуальность и адекватно реагировать, создавая соответствующую образовательную среду, способность к сотворчеству и совместному с детьми познанию/развитию, а это влечет за собой переход учителя на более высокую ступень понимания и учеников и себя самого, следовательно, и на иную ступень организации обучения детей и далее по спирали. Учитель – мастер, машина - инструмент в руках мастера.
Человеческие. Плюс: способность видеть индивидуальность и адекватно реагировать, создавая соответствующую образовательную среду, способность к сотворчеству и совместному с детьми познанию/развитию, а это влечет за собой переход учителя на более высокую ступень понимания и учеников и себя самого, следовательно, и на иную ступень организации обучения детей и далее по спирали. Учитель – мастер, машина - инструмент в руках мастера.
================
* Пестрый глобус педагогики по не зависящим от меня причинам прекратил свое существование и я не смогла спасти многие из его материалов. Более того, домен позднее был скомпрометирован мошенниками. Мне очень жаль, но это одна из неблаговидных сторон интернета и (увы, человека), я приношу извинения читателям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий