Если имеется восемь способов научить,
то и способов оценивания должно быть не меньше.
Продолжаем разговор о применении в классе теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Сегодня мы поговорим о способах оценки результатов при обучении на основе ТМИ. Но для начала нам не помешает вспомнить главные ключевые моменты теории. Итак, своей теорией множественного интеллекта Гарднер утверждает, что:
1. Каждый человек обладает всеми восемью типами интеллекта. Суть теории не в том, чтобы определить какой-то один тип интеллекта, присущий личности или доминирующий. Смысл в том как типы интеллекта влияют на познавательную функцию человека. Конечно, разные типы интеллекта проявляются уникальным для каждого человека образом. Некоторые люди обнаруживают высокий уровень развития сразу нескольких типов (например, Леонардо да Винчи, Гете). Для большинства людей характерен высокий уровень развития одних типов, весьма скромный уровень других и относительно низкий третьих.
2. Все типы интеллекта развиваемы. Хотя зачастую кажется, что многие способности нам не даны от природы, Гарднер считает, что при наличии обогащенной среды, мотивации и поддержки и соответствующем обучении практически каждый человек может развить до достаточно высокого уровня все восемь типов интеллекта.
3. Все типы интеллекта, как правило, сложным образом взаимодействуют друг с другом. Гарднер обращает внимание на то, что ни один тип интеллекта не существует сам по себе, а только во взаимосвязи с остальными. В теории они описываются по отдельности только для того, чтобы рассмотреть их основные характеристики и понять, как их можно применить наиболее эффективно.
4. Внутри каждой категории проявить свою способность можно разным образом. Можно быть абсолютно неуклюжим на игровом поле, но обнаружить высокий уровень телесно-кинестетического интеллекта, соткав ковер или смастерив изысканный шахматный столик. Теория множественного интеллекта делает акцент на многообразии способов проявить свои таланты в одной или нескольких областях.
Из сказанного выше вытекают три главных принципа, на которых должно строиться обучение в классе, где применяется ТМИ:
1. Обучение должно строиться на широком разнообразии видов деятельности, включающих разные типы интеллекта и организационные формы, как групповые, так и индивидуальные.
2. Оценивание должно быть интегрировано в процесс обучения. Ученики должны быть включены в процесс оценки. Когда ученик участвует в определении целей деятельности и критериев оценки результата, он и становится увереннее и учится лучше. У учеников должен быть выбор, каким способом они могут продемонстрировать то, чему научились. Кроме традиционного теста или контрольной работы важно дать им возможность показать свои знания через проект, презентацию любого рода, либо иным близким им способом.
3. Категорически не следует навешивать ученикам ярлык обладателя какого-либо конкретного типа интеллекта. Это может ограничить их в проявлении и стремлении к развитию других типов своего интеллекта. Заботясь о взращивании всего спектра способностей, необходимо поддерживать их стремление к познанию разными способами, тем самым усиливая разные типы интеллекта.
Какие способы оценивания предполагает обучение, основанное на теории множественного интеллекта?
При традиционной оценке ученика у учителя не так много инструментов, как правило, это тест, контрольная, письменная работа, основанные преимущественно на двух типах интеллекта - вербально-лингвистическом и логико-математическом. Обучение, основанное на теории множественности интеллекта должно предоставлять и множество инструментов оценки. Если мы даем ученикам право познавать и демонстрировать свои достижения близкими им способами, ставим целью обучения не только приобретение знаний в рамках стандарта, но и развитие типов интеллекта ученика, то и оценивание должно быть адекватным. Оно должно основываться на выработанных критериях, показателях, разных источниках информации и предполагать наличие различных методов и приемов оценки (кроме набранных в тесте баллов).
Наиболее важными компонентами оценки в ТМИ классе, как считает Томас Армстронг*, являются наблюдение и документирование.
Педагогическое наблюдение всегда было одним из самых ценных источников сведений о прогрессе ученика и при любой системе обучения им не стоит пренебрегать. Наблюдение за тем, как ученик справляется с решением проблемы, работает над проектом, оперирует инструментами, сотрудничает с одноклассниками, дает наиболее точную картину развития определенных умений, учебных действий ученика.
Второй важный компонент - документирование - записи о продуктах деятельности ученика и результатах его учебного процесса. Существует немало способов зафиксировать эту информацию, среди них Армстронг отмечает следующие:
- фиксация периодических результатов наблюдения - ведение журнала, где фиксируются для каждого ученика его результаты, достижения, взаимодействие с одноклассниками, работа с учебными материалами, другая соответствующая информация.
- примеры работ ученика
- аудиозаписи (устных ответов, рассказов, дебатов, пения и проч)
- видеозаписи
- фотографии
- ученические дневники/журналы, которые ведет сам ученик в ходе освоения темы, работы по проекту
- индивидуальные карты ученика
- разработанные учителем тесты
- записи бесед с учеником
- оценка на основе выработанных критериев
- карта контроля (например, по развитию тех или иных умений, навыков, учебных действий)
- опросный лист
- карта класса (например, такая карта может отражать, в каких учебных центрах поработал ученик, над какими типами интеллекта работал и т.п.)
- календарные записи (когда ученики сами записывают каждый день в своем календаре над чем работали, по окончании определенного периода календари сдаются учителю).
Если имеется 8 способов научить, то и способов оценивания должно быть не меньше. Кроме письменного контроля и устного опроса учитель может оценить результаты ученика и дать ему возможность продемонстрировать свое понимание и компетентность в определенной теме несколькими способами:
- через выполнение заданий, связанных со всеми типами интеллекта (с целью выявления области, в которой ученик наиболее успешен);
- через выполнение задания, подготовленного учителем и предполагающего использование конкретного типа интеллекта ученика;
- дав ученикам возможность самим выбрать формы оценки.
Теория множественного интеллекта предоставляет широкие возможности оценить компетентность учащегося в определенной области через разнообразный контекст. В оценке знаний и умений ученика важно соответствие методов представления материала способам контроля. Например, если ученик мыслит и учится, в основном, через образы, но при контроле ему приходится иметь дело преимущественно с печатным словом, то, возможно, он не сможет показать полное освоение изученного. Аналогично, кинестетик, ориентированный на физическое движение, вынужденный демонстрировать свои знания только через карандашно-бумажный тест, не сможет адекватно показать, что он знает. ТМИ позволяет учителю использовать множество комбинаций для создания оценочного контекста (чаще всего основанного на проектной деятельности или тематическом подходе), чтобы получить наиболее полное представление о компетентности ученика. Пример подготовленных учителем заданий для оценки учебных действий и знаний учащихся можно посмотреть здесь.
Как мы уже говорили выше, учитель может предоставить возможность ученику самому выбрать задание/вид деятельности для контроля.
Еще одним важным методом оценивания прогресса ученика является портфолио. О нем речь далее.
________
* Томас Армстронг - американский психолог, педагог, директор института образования и развития человека, много лет посвятивший исследованию ТМИ в образовании
Назад к разделу о применении теории множественности интеллекта в обучении
Назад к разделу о применении теории множественности интеллекта в обучении
Комментариев нет:
Отправить комментарий