21 января

Школа-город, где каждый житель умник

«Чтобы научить ребенка и сохранить мотивацию к учению, необходимо учителю видеть, в чем его сильные стороны, что ему интересно и что он делает с увлечением, а затем использовать это, продвигая ребенка к освоению новых навыков»....  (Салли Мэдорс)
«Преподаватель должен стараться постоянно персонализировать процесс обучения, т.е. привносить в него личностный момент. А для этого ему необходимо уяснить для себя индивидуальные особенности своих учеников, способ восприятия и скорость усвоения знаний каждого из них….» (из дискуссии на просторах интернета)
Хорошо сказано, вряд ли кто станет с этим спорить …и много еще чего надо уяснить учителю, чтоб учение стало персонализированным, индивидуализированным. Надо. Но как это сделать практически, чтобы, как говорится «и волки… и овцы…», то бишь и стандарт был выдан, да еще с хорошим качеством, и школьники при этом развивались, а учитель учил согласно своей индивидуальности… учитель ведь тоже обладает своей уникальной индивидуальностью.
Где спрятан ключ к решению этой проблемы?
В мировой педагогической практике немало ярких примеров, когда отдельные педагогические системы, школы были успешны в создании среды, где пестовались жажда познания, творчества, развития и преобразования себя и мира вокруг, где каждый находил сферу приложения своей индивидуальности. Но этот опыт уникален, а проблема создания в массовой школе культурно-образовательных пространств, отвечающих столь разным потребностям, способностям и интересам ученика, решаема с трудом. Во все времена школа безуспешно пыталась и пытается привести всех к единому заранее известному результату, выраженному к тому же в неком проценте качества обученности и «заранее исчисляемой и определяемой сумме знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены потенциальными учащимися» (А.М.Лобок). Где уж тут до индивидуальности…

Учителя, задумывающегося над этими вопросами, возможно, привлечет модель обучения, основанная на теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, предполагающая создание среды, учитывающей разные способы познания, среды, где обучение строится с опорой на сильные стороны ученика и каждый учится тем способом, который ему наиболее близок.
 
Несколько лет назад Edutopia опубликовала ряд статей о Смартвилле – Городке Умников – школе штата Джорджия США, где образовательный процесс основан на ТМИ. Опыт этой школы хорошо представлен в видеоролике.



Вопрос здесь состоит не в том, насколько вы способны, а в том, к чему вы более способны.
Дети анализируют, в чем они способны, выявляя свои сильные стороны, при этом проявляя прекрасную осведомленность о сути разных типов интеллекта. Напомним, что теория множественности интеллекта (ТМИ) Говарда Гарднера предполагает, что существует, по крайней мере, 8 способов, которыми человек может учиться.
«Было бы вполне оправдано, учить всех одному и тому же одними и теми же методами, и оценивать одинаково, если бы все мы обладали одним типом интеллекта и мыслили одним образом. Но существуют разные типы интеллекта: кто-то более способен в языках, кто-то силен в логике, другому все нужно пробовать и делать руками, кто-то мыслит образами, - и понимая это, было бы крайне несправедливо, если б в образовании ко всем применялся один и тот же подход» (Г.Гарднер).

«В школе мне никогда не скучно. Всегда интересно, что дети привнесут в урок, поскольку я стараюсь, чтобы они проявили себя как можно полнее. Я позволяю им попрактиковаться в разных способностях – ведь так они познают самих себя, […] а мы наблюдаем при этом за ними, ведь, открыв их сильные стороны, их способности, опираясь на них, мы сможем помочь ребенку стать более успешным и в других ».
(Эми Андерсон, учитель)

«Чтобы перейти в другой класс, ребенок должен овладеть определенным уровнем стандартов. ТМИ помогает учителю организовать освоение стандартов разными путями, способами, наиболее близкими конкретному ученику. При оценивании учитель не ограничивается цифровой или буквенной оценкой, а дает более развернутую характеристику, чему конкретный ребенок научился, в чем значительно продвинулся. Каждые 9 недель осуществляется контроль, что помогает учителю выстраивать индивидуальный маршрут для каждого, понять, что ребенок освоил, а что нет».
 (Донна Аллен, завуч школы)

В школе учатся разные дети: есть дети и родители, не владеющие английским языком, есть дети из необеспеченных семей, и есть дети из семей экономически состоятельных. Но не социальное положение или расовая принадлежность играют ключевую роль – качество преподавания и нацеленность на развитие способностей детей – вот два краеугольных камня в философии школы.

Родители – не просто союзники, а непосредственные участники образовательного процесса. Объединив свои усилия, учителя и родители вместе превратили школу в Smartville – «Город умников», в котором есть Центральный парк, улицы (Художественная, Читательская и др.), почта, кулинарная академия, магазин, музей умных находок и даже банк.

Заглянем на урок: как видим, класс поделен на зоны – ТМИ центры, и работают в них дети маленькими группками. Если не хватает места в классе, можно использовать и коридор и холл.
Дети с удовольствием учатся и суть не в том, чтобы просто хорошо выполнить тест. Главное с каким удовольствием они демонстрируют свои таланты, показывают, чему научились: «Я умею! Смотрите, как я это делаю!»

[…] «Как только вы начинаете подходить к обучению с позиции множественности интеллекта, это постепенно становится привычкой. И когда вы видите результаты, вы понимаете, что они стОят тех затрат времени и усилий».
(Эми Андерсон, учитель)

 *  *  *

Давайте пройдемся по шумным улицам Города Умников. Вот навстречу идут почтальоны с коробками писем, они разносят их от Смартвильской почты на улицу Читателей и Художественный проспект;  вот кто-то спешит пополнить свой счет в банке Smartville Savings and Learn; соблазнительные запахи приведут вас к Институту Кулинарных искусств; а вот мастера кисти и глины создают полотна и скульптуры для Музея Ума. Местные новости освещаются репортерами в Смартвилльской Times, а служащие магазина/склада Маленького Слоненка выдадут «горожанам» все необходимые «инструменты» для работы на день. Учение – основное занятие жителей городка, но каждый здесь делает это по-своему.

Где найти на карте этот городок и как туда попасть? Смартвилль (Город Умников) – это Enota Multiple Intelligences Academy – начальная школа в Гейнсвилле, штат Джорджия, США. И название этой школы полностью отражает философию школы: здесь теория о том, что каждый обладает уникальными талантами и способностями, не просто «принята к действию», она – основа школьной культуры; а реальная разнообразная деятельность, организованная коллективом школы, позволяет ее ученикам исследовать и испробовать разные способы проявить себя («быть умными»).

Дети в Смартвилле хорошо понимают, что и зачем они делают и как они учатся. «Одни люди учатся, выполняя упражнения и решая задачки, другие, проигрывая и представляя их в сценках; кто-то лепит, а кто-то слушает, – поясняет пятиклассница Кэти Андерсон. – Мы учимся вместе и показываем друг другу свои разные способности. Это поможет нам решить, кем мы хотим стать, когда вырастем».

«Понятие «умный» давно требовало уточнений и корректировки», – говорит учитель четвертого класса Одри Торнтон. «Основная идея теории Гарднера – привнести гибкость. Ее красота в том, что вы берете философию и смотрите, как это будет работать для ваших учеников». Другими словами здесь важно обучение не содержанию, а способам его освоения. Согласитесь, это особенно актуально сейчас и для нас в свете задач ФГОС.

Толчок принятию теории множественного интеллекта как основной философии школы дало простое наблюдение ее первого директора, учителя 4-5-х классов Салли Мэдорс: многие дети, приходившие в четвертый класс, обладая разными талантами и способностями, испытывали трудности в чтении. И тогда пришло понимание: 
«Чтобы научить ребенка и сохранить мотивацию к учению, необходимо учителю видеть, в чем его сильные стороны, что ему интересно и что он делает с увлечением, а затем использовать это, продвигая ребенка к освоению новых навыков».

Из учителей, поддерживающих эти идеи, и сложился постепенно сильный коллектив сотрудничающих и поддерживающих друг друга педагогов и родителей. Теория осваивалась в изучении литературы, работе семинаров, беседах с консультантами, коллектив педагогов учился. А родители и ученики меняли облик школы, делали ремонт, красили, обустраивали новый школьный мир, искали ответ на вопрос:
«Что можно сделать, чтобы дети чувствовали, что это их школа, считали ее своим вторым домом, и каждый день с удовольствием туда шли?»
Ответом стало создание Смартвилля: они решили,  если кроме уроков школьный день у детей будет наполнен интересной деятельностью, например, управлением маленьким городом, это позволит им осмысленно и с практической пользой развивать свои множественные способности на разных уровнях. Теперь это «больше город, чем просто школа, и единая семья, чем просто набор классов». Постепенно при поддержке педагогической и родительской общественности, управляющих и муниципальных органов учреждение выросло в школу с самым богатым этническим и социоэкономическим разнообразием, со стабильно высокими результатами и практическим отсутствием внутренних школьных конфликтов между учениками и учителями.

Кроме обязательных привычных занятий все ученики школы занимаются в течение определенного времени какой-либо  деятельностью, меняя ее ежедневно: музыкой, рисованием, креативным движением, кулинарией, спортом и технологией (хотя все это часто присутствует и в уроках). За учебную неделю каждый проходит через все упомянутые виды деятельности.

В то же время они еще и живут по законам реального города и управляют им. Каждую среду на отведенном уроке дети пишут письма своим учителям и друзьям по школе, а каждую пятницу «дежурная по почте» группа сортирует и доставляет почту. По утрам до начала занятий работает магазин-склад Маленького Слоненка, раз в неделю каждый может проверить свой счет в школьном банке, можно пополнить экспозицию Музея Ума или стать репортером местной газеты.

Задача педагогов интегрировать теорию множественного интеллекта не только в уроки, но и в эту повседневную деятельность после них. На занятиях по изобразительному искусству дети изучают музыку, литературу и др. через пальцевую живопись, лепку, лего. В центрах-станциях для разных типов интеллекта у ребят есть множественный выбор способов изучить то, что нужно по программе, разными путями.

Например, уроки креативных движений, где используется язык тела, чтобы помочь ученикам лучше понять то, что изучается. Подсчет тактов в танце, использование рук и ног для образования прямоугольника или параллельных линий, — кто-то осваивает разные понятия через движения тела лучше.

Для кинестетиков эффективна подвижная игра (например, математическая), для тех, чьим преимуществом является музыкально-ритмический интеллект, полезно сочинить песенку про континенты и океаны; обладатели развитого пространственного интеллекта нарисуют карту и создадут книжку. Использование разных видов деятельности дает не просто возможность усвоить через них учебный материал, но, что важнее, шанс быть успешным в этом.

С первого дня в школе детей учат понимать самих себя, свои способности, уметь их использовать в познании; видеть свои слабые стороны и искать способы их развития.

Очень часто Илейн Кантрелл, учитель математики и естествознания, использует такую яркую метафору: в начале нового учебного года она предлагает половине класса надеть обувь не по размеру, а затем весь класс бежит наперегонки. Естественно, кто не в своей обуви, вскоре отстанет. Дети в тесной или большей по размеру обуви не могут соревноваться с теми, кто «в своих башмаках». И детям и взрослым наглядно ясно: если у них не будет возможности показать свои знания на основе своих интересов и навыков, они «не смогут бежать в полную силу»…



В статье использованы материалы сайта «Edutopia» http://www.edutopia.org
Elementary School Kids Show Their Multiple Intelligences https://www.edutopia.org/multiple-intelligences-immersion-enota

Назад к разделу о применении теории множественного интеллекта в школьном обучении





Комментариев нет:

Отправить комментарий