воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Педагогику учить не по учебникам

«Оглянитесь, читатель, присмотритесь, согласитесь: и в теории, если она глубокая, и в книгах, если они честные,  и в жизни, и в воспитании – всюду одно: где дети со взрослыми  делают общее дело на пользу и радость людям,  там, и только там, все получается.»  (С.Соловейчик. Воспитание по Иванову)

«Долго ходил я по коридорам Педагогического университета и спрашивал якобы будущих, якобы учителей: «Кто такой Макаренко?» Наиболее распространённые ответы: «В первый раз слышу», «Это был педагог, который воспитывал коллективно», «Нас в школе им грузили, я даже записывал, но уже не помню», «Писатель… он написал какую-то поэму про педагогов…» Среди студентов, собирающихся летом в лагеря вожатыми, где-то четверть эту фамилию слышала, но книгу «Педагогическая поэма» не читал никто….» (О.Ласуков. Педагогика Макаренко для чайников. - сайт Технология альтруизма).

И только ли Макаренко? Боюсь, что те же вопросы можно задать и о других книгах талантливых и гениальных педагогов – наших  современников, и список нечитанных книг окажется длиннее, чем мы предполагаем. И очень жаль…. Мы бурно обсуждаем «вечные» вопросы и проблемы педагогики, наука рождает новые, а практика возрождает забытые технологии…. Движение идет по спирали, понятно, закон (диалектического материализма :))… А ведь простые ответы на большинство наших вопросов мы найдем именно в этих «вечных книгах человечества».

Вдруг оказалось, что имя Симона Соловейчика мне знакомо с детства. Был в свое время детский журнал «Пионер» и в 70-е годы в серии его выпусков публиковалась книга Соловейчика «Учение с увлечением». Вот увлекательное чтение было! Во всяком случае, для меня. «Алгебра, я люблю тебя», - потирая руки, прежде, чем взяться за домашнее задание, говорила я себе, следуя советам автора по выращиванию увлечения (хотя всей душой ее, эту алгебру, я …ну нет, ненависти не было, но чувство унылой ежедневной повинности присутствовало всегда, куда его денешь…) 
Помнится, я даже с энтузиазмом классные часы для одноклассников организовывала по этой книжке… но сейчас речь не о ней.

Пришло время, когда я сама столкнулась с ситуацией «ежедневной повинности» на своих собственных уроках, когда пришло уныние и разочарование – вроде стараешься, к урокам готовишься, а они…. оно им надо? И тут в руки попала книга «Воспитание по Иванову», которая перевернула мои взгляды на школу, на собственную деятельность, как педагога… да и не только.
- Ааа, это та, что про коммунарскую методику И.П.Иванова? – скажете вы. – Знаем, знааааем.
Про коммунарскую. Да не только.

Напомню, книга состоит из трех частей: Фрунзенская коммуна, Воспитание творчеством и Дневник Николая Федоровича. Первая часть - «записки детей», участников коммуны, по словам автора просто описание просто счастливой детской жизни, вторая и третья части касаются методики организации такой счастливой жизни. По мнению самого И.П.Иванова, для достижения педагогического успеха необходимы пять условий:
– общая забота: наша цель – счастье людей! 
– товарищество; 
– единство мыслей и действий, воли и чувств; 
– единый коллектив; 
– творчество, а не шаблон! («Все творчески, иначе – зачем?»).

Те, кто либо сам был участником коммуны, либо прошел через педагогику сотрудничества и коммунарскую методику, перенесли ее на свою жизнь, на свои взаимоотношения с людьми и миром вокруг. Это остается с человеком навсегда.

А книга о том, как быть чутким и внимательным к окружающей жизни и людям,  искать и находить возможность приносить людям пользу и радость. Как находить способы решения разных жизненных задач, преодолевать трудности, доводить свое дело до конца, воодушевлять других, учиться на опыте, извлекать из него уроки. Книга о том, что нужно не воспитывать, а вместе с детьми улучшать окружающий мир и жизнь. Разве это только о коммунарской методике?
Сам автор считал, что его книга рассчитана на профессионалов – воспитателей, учителей, классных руководителей, руководителей кружков, но круг ее читателей, которым она принесет пользу, гораздо более широк. Принципы методики И.Иванова замечательно представлены  на портале И.Л.Викентьева. Лучше о ней и не скажешь.

Читайте. Вглядывайтесь. Вдумывайтесь. А я завершу словами С.Соловейчика:

«Такова природа воспитания, против которой не пойдешь, и все наши неудачи оттого, что мы пытаемся идти против природы процесса, пытаемся заставить факел гореть без доступа воздуха – а он не горит, хоть умри, хоть разбейся. Дети должны улучшать мир, учитель – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а в общем вместе с детьми улучшении общей жизни, в перестройке ее, как сказали бы мы сейчас.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий