пятница, 26 февраля 2016 г.

Воспитание свободой

«Школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, — это плохая школа. Она хороша лишь для тех, кто верит именно в такую школу, для людей, которые лишены творческой жилки, стремящихся и детей привести не к творчеству, а к послушанию, к полному соответствию цивилизации, где единственный критерий успеха — деньги.» (А.Нилл)

Книги бывают разные. К одним, однажды их прочитав, мы больше не возвращаемся никогда. Другие становятся настольными, важными для работы, третьи – книгами для души. Есть «вечные книги человечества», и есть книги-спутники в профессии, к которым мы обращаемся не раз. Они открывают нам истину, иной взгляд на образование, школу, учеников, которых мы учим, самих себя. Мы бережно их храним и отводим им особое место на нашей книжной полке. Сегодня речь пойдет о книге А.Нилла "Саммерхилл - воспитание свободой"

Это книга о школе, в которой можно не ходить на уроки до тех пор, пока самому не захочется…а когда захочется, учиться с увлечением и упоением. Парадокс? О школе, где делают учеников счастливыми, ибо директор ее полагает, что все беды человеческие и войны – от несчастливых людей. Это школа в Саммерхилле, Англия, школа двадцатого века, которая начиналась с трудных детей. Основателем и директором ее был великий педагог Александр Нилл, и свою цель он видел в том, чтобы «лечить от несчастливости». 

Нилл писал: «Трудный ребенок — несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром. Трудный взрослый сидит в той же лодке. Ни один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Ни одна счастливая женщина никогда не придиралась к своему мужу или детям. Ни один счастливый мужчина никогда не убивал и не крал. Ни один счастливый начальник никогда не держал своих подчиненных в страхе.

Все преступления, всю злобу, все войны можно свести к несчастливости. Эта книга — попытка показать, как возникает несчастье, как оно разрушает человеческую жизнь и что можно сделать, чтобы несчастье, по возможности, не возникало. Более того, это книга о конкретном месте — Саммерхилле, где детское несчастье излечивается и, что еще важнее, дети воспитываются в счастье.»

Но это не просто книга о школе, это книга о системе воспитания свободой и любовью, о понимании природы ребенка, мира детства, о том, какие чудеса творит способность понимать и принимать детей. Прочитав эту книгу, вы увидите иным и школьный мир и самих детей. 

Я не ставлю перед собой задачу показать детально систему воспитания и обучения в Саммерхилле, об этом много материалов в интернете. Но отказать себе в удовольствии привести несколько фрагментов из книги не могу :)

«Более чем за 40 лет вера в добрую природу ребенка ни разу не поколебалась и, скорее, превратилась в окончательную уверенность.»
«...У свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь — любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл — это школа, где ребенок знает, что его принимают».

«Предназначение ребёнка — прожить свою собственную жизнь. Не ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает учитель, думающий, что знает лучше».

«Мне никогда еще не приходилось видеть ленивого ребенка. То, что называют ленью, обычно отсутствие либо интереса, либо здоровья»

«Дети, как и взрослые, научаются только тому, чему хотят научиться. Все награды, оценки и экзамены лишь отвлекают от подлинного развития личности. И одни лишь доктринеры могут утверждать, что учение по книжкам и есть образование.»

«Я не говорю, что любовью можно излечить острую клаустрофобию или открытый садизм, но в общем любовь излечивает большинство юных воров, лжецов и разрушителей. Я на практике доказал, что свобода и отсутствие моральной дисциплины излечили многих детей, чье будущее виделось как сплошная тюрьма»

«Любить — значит быть на стороне другого человека. Любить — значит принимать. Я знаю, что дети медленно учатся тому, что свобода — нечто совершенно отличное от вседозволенности. Но они способны научиться и научаются этой истине. В конце концов это срабатывает — почти всегда.»

«Сражение за молодежь — это драка без перчаток. Никто из нас не может оставаться в стороне. Мы должны принять ту или другую сторону: власть или свобода, дисциплина или самоуправление. Никакие половинчатые меры не годятся — положение слишком критическое. Свободная душа, способность быть счастливым в работе, дружбе и любви или скопище внутренних конфликтов, делающих человека несчастным и заставляющих его ненавидеть и себя, и все человечество: либо то, либо другое наследство оставляют родители и учителя каждому ребенку. Как можно взрастить счастье? Мой ответ таков: отмените власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его возвысить. Не заставляйте его делать что бы то ни было. Возможно, этот ответ вам не подходит, но, отвергая мой, вы обязаны найти лучший.»
А. Нилл, Саммерхилл - Воспитание свободой. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. Книгу можно найти на ОЗОНЕ или в онлайн библиотеках.
Эту книгу ВАЖНО прочитать и учителям и родителям.

Идеи воспитания и образования свободой и для свободы разделяет наш современник, австралийский философ и педагог Гарри Ричардсон. Однажды мне попала в руки его книга «Образование для свободы". – Москва, 1997.

Г.Ричардсон - основатель человекоцентрированной школы в Коровале. Он призывал педагогов «научиться видеть в ребенке сложившуюся личность, понимать, что это не просто объект, который однажды вырастет и станет человеком» и считал, что «это понимание ведет к пересмотру методов воспитания и обучения» (Г.Ричардсон С.45). Его методы обучения и воспитания были успешны, просты и естественны, потому что пронизаны любовью к каждому ребенку и глубоким пониманием его природы. В книге даны философские основания человекоцентрированной школы, описаны подходы к организации образовательного процесса, в котором каждый ребенок успешен.

Книга откроет вам ряд способов, как сделать обучение индивидуализированным.



Комментариев нет:

Отправить комментарий