Если хочешь добиться цели, накорми Слона, направь Погонщика и начерти тропу. Иными словами, воздействуй на чувства и эмоции (Слон), убеди разум и настрой волю (Погонщик) и укажи, куда двигаться (тропа). Вот формула, применимая в любых ситуациях для успешного осуществления того, что вы задумали**.
Сегодня наткнулась на интересный тому пример в обучении - пуговицы Блума - прием, придуманный Колин Аланиз, американской учительницей из Техаса. Освоить тему или понятие - довольно скучная постановка задачи, особенно для младших школьников. Куда привлекательнее звучит - застегнуть рубашку. Если рубашка полностью застегнута, ты одет и готов в путь. Иными словами, ученик овладеет понятием/темой, выполнив задания всех уровней от запоминания к созданию.
6 уровней когнитивной сферы таксономии Блума - 6 ярких крупных пуговиц, хранящихся в классе в прозрачной банке. Каждому уровню соответствует свой цвет пуговицы. А далее учительница готовит "петли" - задания для каждого уровня - на небольших карточках - пуговка с петелькой.
Ученики выбирают пуговицу и задание соответственно выбранному уровню. Задания могут предполагать разные способы их выполнения, индивидуально, в группе, в паре, в том числе и с использованием веб-инструментов и сервисов и мобильных устройств.
Ярко и необычно (Слон накормлен), понятна цель - "застегнуть рубашку" - освоить нужные понятия, правила, идеи и т.д. (Погонщик направлен) и прочерчена тропа - даны задания, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели.
Но от частного приема перейдем к общей стратегии планирования на основе таксономии Блума. При планировании урока сформулировать вопросы и задания помогут глаголы таксономии. На днях сайт Global Digital Citizen Foundation опубликовал инфографику к таксономии Блума обновленной, в ключе обучения в цифровом веке. Статью можно прочитать здесь (язык английский). А список глаголов в переводе на русский можно посмотреть и скачать здесь в формате docx
Глаголы в сочетании с примерными вопросами и видами деятельности.
Можно скачать одним файлом.
Повышению эффективности обучения на разных уровнях может способствовать применение соответствующих уровню и поставленным задачам приложений и вебинструментов. Об отборе приложений на основе таксономии Блума, о том, какие вопросы следует себе задать при выборе, каким критериям приложения должны соответствовать и как подойти к выбору критически можно прочитать здесь и здесь.,
Ниже предлагается подборка некоторых ресурсов по использованию таксономии Блума на русском и английском языках.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007.
- Таксономия Блума, традиционная, уточненная, материалы Intel
- Г.Н. Бойченко, Л.И. Кундозерова, Открытый учебный курс "Психология и педагогика", лекция 9 //ИНТУИТ
- Обзор европейских публикаций по вопросам написания результатов обучения - рассматривается не только когнитивная сфера, но и аффективная и психомоторная.
- Л.С.Илюшин. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся (рекомендации, конструктор задач)
- Г.О.Аствацатуров Интерактивная таксономия учебных целей и задач //блог Дидактор
- Г.О.Аствацатуров, Кубик Блума как прием педагогической техники
- Л.Рождественская, Квадратура Блума
- Таксономия педагогических целей (сравнение подходов зарубежных и отечественных педагогов)
- М.А.Чошанов, Обзор таксономии учебных целей в педагогике США [Электронный ресурс]: - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 04 октября 2007
- A Model of Learning Objectives, Iowa State University
- D.Kennedy, Writing and Using Learning Outcomes: Practical Guide
- Andrew Churches, Bloom's Digital Taxonomy
- Большая подборка ресурсов в помощь учителю для использования Таксономии Блума в блоге Ларри Ферлаццо The Best Resources for Helping Techers Use Bloom's Taxonomy in he Classroom
- Bloomin' Apps, сайт Кэти Шрок
- Bloom's Taxonomy, подборка ресурсов на Pinterest
______________________________
** Чип Хиз, Дэн Хиз, Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго. Увлекательная и полезная книга для всех.
Большое спасибо за интересный материал! Наткнулась случайно, очень понравилось. Особенно про застёгивание рубашки.
ОтветитьУдалитьГалина Вацлавовна, спасибо, что нашли материал интересным. Возможно Вас еще заинтересует и раздел по теории множественного интеллекта http://roachinthenet.blogspot.ru/2016/01/blog-post_4.html Там для начальной школы тоже много есть интересного.
УдалитьСпасибо!!! Очень полезный материал!
ОтветитьУдалитьВек живи, век учись, дураком помрёшь.... Спасибо
ОтветитьУдалитьНеизвестный - это Ваш покорный слуга Зайцев Дмитрий (ВИКНУ)
ОтветитьУдалить